- Интернет-технологии, пожалуй, одна из тех немногих сфер, где вообще не нужен стартовый капитал, - уверяет руководитель одной из IT-компаний Трофим Жугастров. - Три года назад, когда мы только создавали свой проект, работали дома, со своим ноутбуком. Еще одно преимущество - заказы поступают к нам со всего света. В 95 процентах срабатывает сарафанное радио.
По мнению основателя ИТ-инкубатора БОРЩ Юрия Дрогана, заработок в интернете - это всего лишь продажа своих способностей, полученных в реальной жизни.
- Есть два вида заработка на интернет-технологиях. Имея специальные знания в области программирования, дизайна или интернет-маркетинга, можно брать заказы на биржах фрилансеров, - советует Юрий Дроган. - Получить первый небольшой заказ достаточно просто, а дальше надо зарабатывать репутацию, чтобы обеспечить себя высокооплачиваемыми заданиями. Второй способ - это работать на себя и реализовать в Интернете свою идею, сделать из идеи интернет-бизнес. Такой вид самозанятости называется стартап. Стартап должен решать конкретную проблему на определенном рынке. Поэтому надо спросить себя: в чем ты эксперт, какой рынок знаешь наиболее хорошо, какая проблема здесь существует, сможешь ли автоматизировать ее решение и будут ли тебе за это платить?
Вот конкретный пример того, как идея стала успешным интернет-бизнесом. Основатели интернет-ресурса биржа-кухонь.рф отметили такую тенденцию: покупатели очень много времени тратят на поиск и выбор кухни. Сервис автоматизировал этот процесс, связав на одной площадке множество производителей. Покупатели видят, что биржа взяла на себя их головную боль, подсказывает, где купить кухню дешевле, где цена будет соответствовать качеству, где смогут сделать кухонную мебель заданных заказчиком параметров. И платят за эту услугу.
Ростовчанке Оксане Лебедевой, которая регистрировала свое ИП в 2014 году, первый этап самозанятости обошелся в 30 тысяч рублей.
- Один из моих видов деятельности - организация и проведение творческих мастер-классов, - рассказывает Оксана. - Для занятий нужна была студия, поэтому в числе первых затрат - аренда. Нашла недорогое помещение в том же спальном районе, где живу. Цокольный этаж, ремонт, но так как территория не пользуется спросом, цена очень демократичная: 10 квадратных метров обходится с охраной и коммунальными расходами в 4 500 - 5 000 рублей в месяц. Соответственно, на первом этапе надо понимать, что даже эти небольшие деньги в течение нескольких месяцев нужно расценивать как вложения.
На оборудование студии - два стола, стеллажи, табуреты, комод, лампы - ушло порядка 5 000 рублей.
Кроме того, организация мастер-классов требует материалов и инструментов, так что минимально можно оценить эти затраты еще в 5 000 рублей, а затем постоянно пополнять запасы. Опять же это всегда вложения вперед - сначала купить самой, а потом уже получить возврат после проведения занятий.
Став предпринимателем, я открыла расчетный счет в банке. Можно было бы обойтись и без него, но второй вид моей деятельности - работа с текстами и информацией, и работодателю проще платить гонорар именно через банк. Открытие счета, доступ к интернет-банкингу - это еще расходы порядка 1 500 рублей. За обслуживание счета тоже надо платить, списание происходит, когда предприниматель делает расходную операцию. Так что я стараюсь объединять какие-то оплаты (например, взносы в ПФР и выплаты прибыли), чтобы минимизировать комиссию.
Даже с такими небольшими доходами, которые получаю от своей самозанятости, я сразу озадачилась тем, как вести бухгалтерию. Выбрала онлайн-сервис "Мое дело", где мне сделали электронную подпись, чтобы можно было сдавать отчетность через Интернет. Сервис напоминает о том, какие предстоит сдать отчеты (их у ИП минимум), рассчитывает налоги, взносы, формирует платежки. Все это очень удобно, ничего не пропускаешь и сдаешь вовремя. Первый год обслуживания обошелся мне примерно в 6 500 рублей, сейчас немного дороже.
Чуть позже были затраты на создание интернет-ресурса - 6 500 рублей. Это недорого, так как, чтобы сэкономить, мы заплатили за видеокурс и вместе с мужем оформили сайт с уже разработанным шаблоном.
Главным барьером в начинании своего бизнеса Оксана назвала страхи и неуверенность.
- Я открывала свое дело после декретного отпуска, в моей трудовой книжке уже три месяца как была запись об увольнении. Но все равно были опасения - получится ли? Думаю, когда человек размышляет об открытии ИП, а сам еще работает, решиться сложнее: вдруг не получится, а обратно не возьмут, здесь хоть какая-то стабильность, а предприниматель сам отвечает за себя... Но все же мне кажется, лучше пробовать, чем бездействовать и ныть, - рассказывает Оксана. - Что особенно важно для начинающего предпринимателя? Знания законов оформления бизнеса, налоговое законодательство и организационные навыки?..
- Конечно, кто владеет информацией, тому проще. Так что придется либо самому покопаться, либо спросить у тех, кто уже прошел регистрацию. Мне повезло - попался пост в "Живом журнале", где человек пошагово описал процедуру регистрации в налоговой через Интернет. Сделала, как написано, и через неделю получила свидетельство ИП, сразу же при получении подала заявление на выбор налогообложения. Все остальные этапы - регистрация в ПФР, статистике и т.д. - делала уже с подсказками сервиса "Мое дело". Кстати, там специалисты отвечают на все индивидуальные вопросы, которые могут возникнуть у предпринимателя.
Без организационных способностей предпринимателю никуда! Особенно в сфере услуг: привлечение внимания аудитории, PR, соцсети, закупки - все это на одних плечах. Не раз говорила, что мне повезло - меня очень поддерживают в семье, без этого, наверное, сложила уже предпринимательские крылья. А вместе мы "летим" дальше!
Руководитель общественного фонда "Мой фасад" Роман Бочарников выбрал сферу самозанятости, чтобы больше времени оставалось на его любимые занятия - краеведение и путешествия.
Роман изначально сделал ставку прежде всего на то, что интересно лично ему.
- Одна из моих специализаций - поставка винтажных материалов для строительства и дизайна. Это оказалось достаточно узкопрофессиональное занятие с практически минимальным уровнем вложений, - говорит Роман.
Главный барьер для меня лично - страх рисков, поэтому я попытался максимально снизить "уровень входа", чтобы было "не так больно падать".
- Что для предпринимателя важно?
- Наверное, избавление от страхов, четкая стратегия развития собственного дела, гибкая реакция на складывающуюся ситуацию.
Но главное - личностный фактор. Например, если ты не организатор, то нет смысла развивать дело, основанное на коллективном труде, а лучше сосредоточиться на индивидуальном, где ты сам сможешь все контролировать и быть ответственным только за себя. Это как раз мой случай.