05.07.2016 16:46
Поделиться

В Калмыкии решили разрабатывать нефтяные месторождения

В республике небольшое количество жителей, суровый, засушливый климат, отсутствуют крупные предприятия. Эксперты приводят такие расчеты: в Калмыкии живут около 300 тысяч человек, из них половина - дети, старики и студенты. Из работающего населения половина - бюджетники: учителя, врачи, чиновники, сотрудники правоохранительных органов и т. д. Остальные - фермеры, сотрудники сельхозпредприятий, работники торговли и сферы услуг. Чтобы организовать практически с нуля крупное производство, в республику придется специально везти людей, строить для них жилье и инфраструктуру, а это дополнительные затраты. Логичнее сделать ставку на развитие нефтегазового комплекса.

Сейчас в Калмыкии добывается лишь около 200 тысяч тонн нефти, и для пополнения республиканского бюджета этого недостаточно.

- Мы стараемся привлечь инвестиции в отрасль, - говорит министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Калмыкии Николай Очиров. - Компания "Лукойл" уже ведет бурение на Цекертинском месторождении в восточной части республики. Предполагается, что там будут добывать около 1,5 миллиарда кубометров нефтегазоконденсата в год. Готовятся к тендерам еще ряд месторождений, например, Лаганское и Каспийское. Возможно, в тендерах будет участвовать и Роснефть. Соответствующее предложения уже отправлено на имя Игоря Сечина.

В геологоразведке для развития нефтегазовой отрасли Калмыкии пока нет необходимости: значительные запасы нефти и газа в республике были разведаны еще в советское время. Не так давно, правда, здесь по лицензии дополнительно вели поиск нефти специалисты компании "Шелл", но в прошлом году они покинули республику. Свое решение "Шелл" мотивирует бесперспективностью новой разведки, но, как считают специалисты, истинная причина кроется в экономических санкциях в отношении России.

Есть и еще один нюанс, который может сдерживать развитие нефтедобычи в Калмыкии: местная нефть не обладает конкурентным преимуществом, а скорее, наоборот. Калмыцкая нефть "тяжелая" и требует особой технологии переработки. Впрочем, если грамотно подойти к ее особенностям, то "минусы" можно превратить в "плюсы". Как отмечают сотрудники республиканского минприроды, местная нефть содержит до 30 процентов парафина, а он ценится даже больше самой нефти. Когда нефть стоила 110 долларов за баррель и ее тонна обходилась покупателю в 650 - 700 долларов, за тонну парафина платили 1 000 долларов.

Еще одна перспективная возможность пополнить республиканский бюджет - транспортировка нефти. Так, например, в Калмыкии уже зарегистрирована дочерняя компания "Лукойла" "Лукойл-Нижневолжскнефть-Калмыкия", которая будет заниматься транспортировкой сырья по трубопроводам в Новороссийск и Буденновск.

Кроме того, завершается строительство второй очереди трубопровода Каспийского трубопроводного консорциума, проходящего через территорию Калмыкии. Это тоже может привести к существенному увеличению доходов от транспортировки нефти. Углеводороды также будут поступать и с месторождений на северном Каспии. Предполагается, что за транспортировку нефти через территорию Калмыкии бюджет республики получит около 400 миллионов рублей в год.

Между тем федеральная комиссия заканчивает разработку соглашения о разделе сырья с Хвалынского месторождения, где имеются большие залежи углеводородов. Если исходить из цен 2013 года, разведанной нефти там на 200 миллиардов долларов, а газа - на 150 миллиардов. В этом проекте, кстати, участвует казахстанская национальная компания "Казмунайгаз". Долгое время велись переговоры о том, где будет построен нефтехимический комбинат стоимостью около 4,5 миллиарда долларов, который должен перерабатывать продукцию Хвалынского месторождения, в России или в Казахстане. И судя по всему, предприятие все-таки будет российским, причем, вероятно, оно появится на территории Калмыкии, в поселке Артезиан: здесь уже проложена железная дорога и имеется необходимая для врезок в коммуникации Газпрома инфраструктура.

Правда, проблемой при транспортировке нефтепродуктов могут стать большие незаселенные и плохо контролируемые пространства Калмыкии. В таких условиях может происходить воровство нефти из трубопроводов. Но в минприроде считают, что несанкционированные врезки на открытых степных просторах нефтяники смогут легко обнаружить при помощи дронов-беспилотников.

Конечно, по количеству добываемой и перекачиваемой через республику нефти Калмыкия вряд ли сравнится с крупными нефтегазовыми регионами страны, однако вполне сможет конкурировать с некоторыми середнячками.

- Если учитывать соотношение нефти и газа, которые мы можем добывать и транспортировать, с количеством проживающего в республике населения и объемом поступающих налогов, то Калмыкия вполне может подняться, например, до уровня Татарстана, - говорит Николай Очиров. - От месторождений, которые уже бурятся, мы получим два миллиарда налогов в бюджет. А это сопоставимо с уже собираемыми в Калмыкии налогами.