Проект постановления правительства на эту тему уже подготовлен Минфином. "Он направлен на мобилизацию доходов бюджета", - подтвердил "Российской газете" заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев.
Постановление правительства, по которому госкомпании должны направить на дивиденды в этом году не меньше 50 процентов чистой прибыли за 2015 год, было подписано премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в апреле. До этого норма составляла не менее 25 процентов. Ранее замминистра финансов РФ Юрий Зубарев оценивал доход бюджета от повышения планки отчислений в 250-280 миллиардов рублей.
Итоговый размер прибыли госкомпаний за предыдущий год, не менее половины которого должно уходить на дивиденды (включая выплаты государству как владельцу части акций), может высчитываться по двум системам финансовой отчетности. От этого напрямую зависит конечный объем отчислений в бюджет.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) подразумевают консолидированную отчетность, включающую основную и дочерние компании. При этом российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) - только отчетность главного юридического лица.
По задумке минфина, дивиденды также могут отчисляться из нераспределенной прибыли, если по РСБУ она составляет меньше половины от МСФО.
"Оценочный объем дивидендов госкомпаний, который можно было бы изымать ежегодно, начиная с 2016 года и далее, может составлять до 500 миллиардов рублей", - полагает партнер КПМГ в России и СНГ Антон Усов. При этом наибольшего размера отчислений можно добиться от компаний с государственным участием в нефтегазовом секторе.
Следовательно, итоговая цифра бюджетных выгод от продления нормы отчисления дивидендов в последующие годы будет сильно зависеть от ситуации с ценами на нефть. По мнению Антона Усова, 500 миллиардов рублей казна сможет набирать при условии сохранения текущей стоимости барреля, то есть около 50 долларов.
"Дивидендные доходы никогда не превышали двух процентов суммарных доходов федерального бюджета. В связи с падением нефтегазовых доходов и потенциальным ростом дивидендной базы их вклад мог бы вырасти до 2,5 процента доходов, что эквивалентно 0,3-0,4 процента ВВП", - рассказывает старший аналитик группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Дмитрий Куликов. Если учесть, что в 2014 году дивиденды составили 0,28 процента ВВП, чистый эффект от сохранения нормы может составить до 0,1 процента ВВП или 2,5-3,5 процента ожидаемого дефицита бюджета 2016 года, рассчитывает собеседник "Российской газеты".
В законе о бюджете на 2016 год предусмотрен его дефицит в размере 2,36 триллиона рублей (3 процента ВВП). Таким образом, после продления нормы речь может идти о примерно 80 миллиардах рублей дополнительных средств для госказны (в сумме - плюс 330 миллиардов уплаченных дивидендов по сравнению с 2014 годом).
Пока бюджет не вписывается в рамки планируемого дефицита. В конце июня министр финансов Антон Силуанов заявлял, что по итогам первого полугодия превышение расходов над доходами составило 4,3 процента ВВП. "Мобилизация дополнительных доходных источников до конца года уже маловероятна, поэтому, чтобы вписаться в цифры, пришлось бы все-таки оперативно работать с расходами второго полугодия. Перенос части запланированных расходов (необходимо было бы 500-600 миллиардов рублей) на начало следующего года теоретически возможен, но де-факто не изменит ситуацию с дефицитностью", - считает Дмитрий Куликов.
По его прогнозу, дефицит бюджета в 2016 году при текущих ценах на нефть составит около четырех процентов ВВП.