В октябре прошлого года в казахстанском поселке Бурабай президенты государств - участников СНГ подписали соглашение о создании Совета руководителей пенитенциарных служб. Первое его заседание состоялось 9-10 июня в Москве. Минская встреча показала, что российские и белорусские коллеги уже приступили к делу. Почему сотрудничество пенитенциарных служб начинается именно на белорусско-российском пространстве? Григорий Рапота привел веский довод: если между странами нет границы, то ее не существует и для преступников.
Встреча носила характер дискуссии, в ходе которой было решено сузить спектр взаимодействия и состав участников. В итоге были выбраны три приоритетные сферы сотрудничества: безопасность в местах лишения свободы, здоровье, условия содержания малолетних правонарушителей. Меньше всего споров вызвал первый вопрос. В частности, проблема радиоэлектронного подавления переговоров по мобильным телефонам, чтобы отбывающие наказание авторитеты не могли из-за колючей проволоки координировать преступную деятельность.
Тут полная ясность с техникой, технологиями и профессиональными исполнителями, которых немало и в России, и в Беларуси. Координировать их работу было предложено руководителю аппарата Национальной академии наук Беларуси доктору технических наук, профессору Петру Витязю.
Резюмирующее мнение Григория Рапоты: предстоит выработать стандарты, методологию содержания малолетних правонарушителей, не цепляясь за реалии, пока не идеальные, с учетом передового мирового опыта. Потом - оценить стоимость программы и вкладывать средства в создание новой инфраструктуры. Подчеркнул необходимость оценить законодательство двух стран и, если есть расхождения, выработать предложения по его гармонизации: "Это в наших силах, мы можем это сделать. У нас есть право законодательной инициативы, есть Парламентское собрание, перед которым мы должны ставить эти вопросы..."
Резюме
Было решено в течение ближайших дней сформировать рабочую группу для определения заказчиков, исполнителей и координаторов по каждому из направлений взаимодействия, а затем итоговый документ обсудить в Москве или Минске либо в режиме видеоконференции. Будет ли сотрудничество носить характер госпрограмм или иметь иной статус - дело второе. Главное - результат.