Местные жители воспринимают происходящее по-разному. Одни - как устранение перегибов "лихих 90-х", другие - как попытку переписать историю и навешать ярлыки на оппонентов.
В селе Борисовка, расположенном на территории Новороссийска, топонимическая комиссия недавно переименовала две улицы. Таблички с белогвардейскими фамилиями Шкуро и Науменко поменяли на советские - Кириченко и Плиева. В 2009 году мало кого смущало, что уроженцы Кубани Андрей Шкуро и Вячеслав Науменко были не только казачьими генералами, но и сотрудничали с немцами в годы Второй мировой войны. Первый - в чине группенфюрера СС, второй - будучи атаманом при Управлении казачьих войск в Берлине.
Как пояснили в управлении архитектуры и градостроительства Новороссийска, село Борисовка появилось на картах недавно, когда казакам начали выдавать землю под строительство. Названия улиц - неофициальные и нужны были просто для ориентира, как варианты. Якобы их никто и не думал утверждать.
Года четыре назад пригород начал обустраиваться, и многие не захотели жить на улицах, названных именами личностей, о которых до сих пор спорят ученые. "В советской истории есть неоднозначные моменты, - говорит председатель Совета ветеранов Новороссийска Николай Загородний. - Но есть вещи, не подлежащие пересмотру, пособничество фашистам оправдано быть не может". Однако остается загадкой, как "самовольный" топоним утвердился в документах? Не смогла это выяснить и прокуратура.
- Установлено, что Новороссийское городское казачье общество в топонимическую комиссию за согласованием наименований улиц с заявлением не обращалось, - пояснила помощник прокурора Новороссийска Алина Орлянская. - Между тем замглавы администрации Новороссийска предостережен о недопустимости наличия в городе-герое улицы с фамилией генерала Шкуро, перешедшего в годы войны на сторону нацистов.
И вот суд Славянска-на-Кубани обязал администрацию района убрать мемориальную доску Науменко на доме, где жил атаман в станице Петровской (а ранее из краснодарского музея убрали именное оружие атамана, подаренное городу). Хотя 20 лет назад установка этого памятного знака проходила помпезно, с присутствием главы района, представителей губернатора и известных писателей. Тогда никто не спорил, что несомненная заслуга Науменко и его потомков - сохранение и возвращение в Краснодар регалий Кубанского казачьего войска. Это знамена, бунчуки, печати, булавы, грамоты и другие памятные и ценные реликвии, собранные с XVIII века. Большая их часть привезена из США, где они хранились, на Кубань в 2008 году при посредничестве генконсульства РФ в Нью-Йорке и Росохранкультуры. Теперь же, получается, заполучив регалии, можно и бросить тень на плетень? Вообще у многих кубанцев снятие мемориальной доски оставило неприятный осадок.
Действительно, Науменко и Шкуро - весьма противоречивые фигуры. В советской истории они считались коллаборационистами, но при этом были героями Первой мировой войны, одними из лидеров Белого движения. Так считает и бывший замглавы губернатора Кубани, экс-атаман Кубанского казачьего войска, ныне депутат краевого парламента Владимир Громов. Живет он сейчас в станице Пашковской под Краснодаром, где еще сохранился родительский дом Шкуро.
- Никто не говорит, что из Науменко надо делать героя, - полагает Громов. - Но помнить о нем и быть благодарным за спасение регалий, думаю, стоит. Нам сейчас трудно понять, чего стоило вернуть эти реликвии на Кубань.
Гражданская война для нашей страны - до сих пор не заживающая рана. Еще живы потомки тех, кто помнил массовый голод и расказачивание. Конечно, история все расставит по местам. Только вот игры с ней - все равно, что сыпать соль на эту рану. Традиция увековечивать память ярким, но спорным деятелям, а потом их развенчивать никого не красит.
Иван Карасев,
"Российская газета", Краснодарский край