Александр Петрушин: Откуда есть пошла Тюмень, известно, повторять хрестоматийные факты не буду. Тысячи громких и малозаметных событий произошли за это время, и в круглых датах недостатка нет. К примеру, 400 лет назад заложен Свято-Троицкий монастырь (изначально носил название Спасо-Преображенского). Архитектурный ансамбль монастыря, памятник федерального значения, - одна из визитных карточек города. Первый план поселения датируется 1656-м. В архивах нашел резюме касательно качества работы: "Выстроен довольно толково". Тогда население измерялось сотнями человек. В 1866-м жителей стало 3315. Всего-то! Сегодня - 700 тысяч. И улиц, вот совпадение, - 700.
А названия у них менялись беспрестанно. Какая власть на дворе, каковы политические приоритеты - такое имя и давали улице.
Александр Петрушин: В целом да. Возьмем магистральную улицу - Республики. В начале восемнадцатого века ее назвали Благовещенской - в честь одноименного собора, первого каменного здания Тюмени. После посещения города престолонаследником Александром II она стала Александровской, немного погодя - Царской. По окончании Февральской революции 1917-го - Республики. Сейчас слово "республика" воспринимается преимущественно нейтрально, без политической окраски. Зато, скажем, по поводу улицы Коммунистической, где находится упомянутый монастырь, периодически вспыхивают горячие дискуссии: часть граждан воспринимает название как кощунство, требует вернуть Большую Монастырскую.
На пятую годовщину Октября сразу 41 улицу переименовали. В 1957-м с домов поснимали вывески с фамилиями "сталинских приспешников". Так, Буденного заменили на Николая Кузнецова. Колымской, дабы не напоминала о ГУЛАГе, присвоили имя генсека Французской компартии Мориса Тореза.
Кузнецов - тот самый легендарный разведчик, некогда студент Тюменского сельхозтехникума?
Александр Петрушин: Заблуждаетесь. Это его полный тезка, большевик, в 1919-м расстрелян белыми.
Вот как… Нужен справочник по улицам города: в честь кого и чего, когда и почему. Уверен, 95 процентов жителей понятия не имеют, кто такой Торез, хотя слышат его имя постоянно - улица-то ключевая.
Александр Петрушин: Большинство точно не знает… Порой директивы власти оказывались невыполненными. Водопроводная ведет отсчет с момента постройки водопровода. В 1937-м ее задумали переименовать в Павлика Морозова. Народ отторгнул. Ямская, названная в честь первой в Сибири Ямской слободы, должна была носить имя сформированной в Тюмени 368-й Печенгской Краснознаменной стрелковой дивизии. Не прижилось: чрезмерно длинно, а Ямская тюменцам дорога.
У меня вызывает сожаление отсутствие в уличной топонимике фамилий ряда тюменских купцов-меценатов, благодаря которым мы можем гордиться десятками великолепных строений старой Тюмени. Возьмем Прокопия Подаруева. В наследство от него (скончавшегося, к слову, в нищете) нам достались старейший на Урале ипподром, реальное училище, в которое предприниматель вложил 135 тысяч рублей личного капитала. Фамилия Подаруева исчезла с карт в начале 20-х годов прошлого века. А вот имя Степана Колокольникова пару лет назад увековечили. Правда, улица на самой окраине, некогда сельской, нет поясняющей информации, что за деятель. На средства купца построены женская гимназия, народное училище, шедевр архитектуры - коммерческое училище. Вопрос на засыпку: бизнесмены из наших с вами современников нечто подобное сибирякам оставят или нет?
Чем Тюмень способна привлечь зарубежных туристов?
Александр Петрушин: Смотря о ком вести речь. Кто сегодня турист номер один? Китаец. Миллионы жителей Поднебесной ежегодно посещают нашу страну, их поток нарастает, свидетельствует статистика. Купцы, как правило, китайцам неинтересны, жизнь последнего императора России, его семьи - тоже. А все, что связано с революцией семнадцатого года, с ее вождями, безусловно, притягивает. В данном ракурсе у Тюмени огромный потенциал, однако мы его не используем. Тело Ленина почти весь период Отечественной войны хранилось в особняке в центре Тюмени с соблюдением всех ритуалов московского мавзолея. В идеале сравнительно небольшое по площади здание, принадлежащее аграрному вузу, следовало бы отдать под тщательно продуманную экспозицию с использованием последних выставочных технологий. В тюменском "мавзолее" висят выцветшие стенды, стыдно сказать, конца 80-х. Воссоздайте соответствующую обстановку с восковыми фигурами академика Збарского, его коллег, охранников… Да сюда из китайцев очереди выстроятся, как к мавзолею в столице. Идея не моя - моего замечательного земляка Геннадия Иванова, я ее оцениваю не только как креативную, но и экономически оправданную.
Вдобавок к Ильичу покажите дом по Перекопской, где служил после войны сын Мао, известный тут как Миша Михайлов, штаб-квартиру маршала Блюхера, который под псевдонимом Га Лин формировал в Китае народно-освободительную армию. Запустите туристический портал для наших соседей, удивите. В общем, есть чем привлечь. Было бы желание.
Что всем без исключения туристам может быть интересно? Крупнейший в России скелет мамонта где нашли? 130 лет назад под Тюменью. Это один из наших выставочных брендов, развивайте его творчески, с фантазией, преподносите как изюминку. Чудо-осетра весом в 116 кило выловили в нашем же крае, чучело сохранилось. Тоже суперэкспонат. Погрузите в историю Сибири не через унылую хронологию событий, не через цифирь, а через знакомство с той же царь-рыбой. Как учитель истории знаю: интерес к ней схоластика напрочь убивает.
Какие события Тюмени, происходящие в XXI веке, вас огорчают, а какие доставляют радость?
Александр Петрушин: Событий уйма, непросто выбрать. При том что существенная часть каменной Тюмени XIX-первой четверти XX века сохранена, а деревянные строения, отнесенные к архитектурно-художественному достоянию, большей частью либо уничтожены, либо стали жалким придатком современных многоэтажных махин. Потеря, конечно, удручает. Из новоприобретений - вне всякой конкуренции - набережная. За послевоенную эпоху в Российской Федерации построена если не самая лучшая речная набережная, то одна из лучших.
В далеком прошлом Тюмень была купеческим городом. Во второй половине ХХ века - одним из мировых центров нефтегазодобычи. А сейчас она символ чего?
Александр Петрушин: Стоп! Мне непонятно, почему Тюмень добровольно отказывается от ассоциации со словом "нефть". Существовала ТНК - Тюменская нефтяная компания, ее на всех континентах знали. После поглощений, прочих пертурбаций де-юре ТНК исчезла. Де-факто в Тюмени базируется дочерняя компания Роснефти. У нее, на мой взгляд, в названии должно быть имя города… Два ведущих технических университета слились в опорный. Из названия базового, готовящего кадры для отечественного ТЭКа, вымарали "нефть", найдя компромисс в возвращении "доисторического" названия вуза - индустриальный. Его некогда в шутку студенты с преподавателями окрестили "индусом". Чего ради отказались от мощного, понятного всем абитуриентам бренда? Недавно справили 50-летие авторитетного отраслевого НИИ, не без горчинки: он переходит в новый статус - филиала столичной компании и теряет слово "Тюмень".
Иностранные гости нередко просят показать им, как добывают нефть. Их бы сводить в музей нефти и газа, да он давно ликвидирован. Тематический фонд сохранен, только, по моим сведениям, места для его экспозиции в строящемся уже четверть века музейном комплексе не находится. Посмотрите на Норвегию. На ее территории и в Западной Сибири к добыче большой нефти приступили практически одновременно. В городке Ставангер - его называют нефтяной столицей Северной Европы - создан потрясающий музей нефти. Он приводит в восторг даже посетителей, совершенно далеких от специфики отрасли. Чего и кого мы стесняемся?