- Раньше я был правильным человечком: третий ребеночек в семье, отец - директор школы. После художественного училища я пошел работать учителем, - рассказывает уральский художник. - А в 1987-м отовсюду уволился, стал свободным художником и ушел на "панель". Это было счастливейшее существование: на шесть месяцев в году мы уезжали в Ялту рисовать шаржи и портреты. Зарабатывали по сто рублей в день - сколько учитель получал за месяц. На зиму хватало.
В то время в Свердловске уличные художники обжили "панель" - сквер в центре города, толпились там с утра до ночи, рисовали прохожих, если повезет, продавали картинки. Сейчас сквер вместе с художниками исчез по воле застройщика, взгромоздившего на этом месте торговый центр. Первую "деревенскую" картинку с бабушкой, которая ест тюрю (размоченный в молоке хлеб), Баранов продал как раз на "панели" в 1997 году.
- Тогда совсем бедненько жили. У меня и семья развалилась, потому что совсем маленько зарабатывал. Вот и вынес бабку в сквер. Люди сразу заходили вокруг нее кругами, много спрашивали, даже респектабельные. Так и началось. Разбирали мои картинки задорого - сто долларов за дэвэпэ, а за холст я брал целых 200 долларов.
Иногда на его картинах появляются собратья-художники или домашняя живность, а то и обнаженная натура. Но главные персонажи не меняются уже почти двадцать лет. Дед и бабушка по небу летают, держат деревню на своих плечах, форсируют реки и покоряют горы.
- Леня Баранов пишет не просто русский мир, а русский Рай, - утверждает гендиректор аукционного дома Виктор Суворов. - Леня очень хорошо продается. Во-первых, потому что каждому хочется иметь кусочек счастья, хотя бы нарисованный на холсте: его старики, хоть и бедные, но счастливые. А во-вторых, он пишет детство тех парней, которые сейчас стали серьезными бизнесменами. Поскреби такого - и выглянет деревня, где он жил маленьким; и баню он до сих пор обожает, и картинки Баранова покупает...
Картину "Письмо Путину" Александр Шохин, глава Российского союза промышленников и предпринимателей, подарил адресату - президенту России, когда тот встречался с представителями Общероссийского народного фронта (http://www.kremlin.ru/events/president/news/16680). "Для меня это важно и волнительно", - признается художник. На полотне среди церквушек, изб и пейзажа деревенские жители, расположившись на пригорке, сочиняют послание. Шохин признался, что выбрал подарок прежде всего из-за названия. "Да ладно..." - отреагировал президент.
Герой еще одной истории про картины Баранова - "волшебник в голубом вертолете", а именно Эмир Кустурица. В Дрвенград - деревню, которую режиссер построил в горной Сербии, недалеко от боснийской границы, группа российских художников приехала на этюды. "Смотрим - летит голубой вертолет, местные жители говорят: "Эмир приехал". И действительно, вышел сам, я ему показал свои картинки, одну подарил".
Вообще же пленэр - живопись с натуры - Баранов не особо одобряет:
- На пленэре я люблю рыбачить, а не картинки писать. Своих бабушек и дедушек я рисую из головы. Они же ко мне не заходят парочками, чтобы я их порисовал часика два-три - и готово! Картинка должна сформироваться, окуклиться, ее сначала надо родить. Если ежедневно выходить на натуру, два-три этюда можно написать под настроение, но у меня другая природа творчества: я - мифотворец. На одну картинку мне надо несколько дней. Сейчас я работаю все медленнее, не жадничаю. Комфортно себя чувствую, благодушен, какие-то деньги у меня есть...
Эксперты называют стиль, в котором работает Баранов, уральским сказочным реализмом.
- Леня организовал мир и спокойствие в своей душе и на холсте, методично обустраивает одну и ту же свою "полянку", высаживая разные цветочки и кустики. Леня купается в своей сказке. Все, что выходит из его рук, безусловно узнаваемо. Я считаю его творчество брендообразующим, - говорит куратор Екатеринбургского музея наивного искусства Андрей Бобрихин. - Эх, если бы к его таланту приделать маркетинговые ноги...
К идее "ног" художник относится без воодушевления и несколько по-маниловски: "Эх, была бы у меня мастерская, чтобы печатала постеры и керамическую плитку, чтобы конфеты сама делала..."
- Мы не Москва, - заявляет он. - Там люди больше занимаются рынком, более предприимчивые, там требуется больше телодвижений. Нам для этого, видимо, ума не хватает. Зато у нас хорошо, спокойно. Вот и остаемся художниками.
Из-за тяги к спокойствию "златых гор" художник не ищет да и не нашел. После развода живет в Первоуральске "с мамуськой, в однокомнатной квартирке на третьем этаже". Мамуська, которая с трудом, с батожками, ходит, обитает на кухне, украшенной сотканными ею ковриками, а сын - в комнате, заставленной холстами.
Художник находит радость в едва ли не ежедневных поездках в Екатеринбург, за 40 км - "пополняю впечатления, замечаю хорошие старинные домики, рисую эскизики". Деревенскую жизнь он представляет в основном по своим детским воспоминаниям: до 5 лет жил в деревне Долматово Курганской области. "Папа-мама, кролики, куры, поросята, корова: так что я знаю, на чем строится деревенская жизнь", - утверждает художник.
Впрочем, на какие-то телодвижения Баранов все-таки соглашается - когда предлагают. Таким образом появились наборы открыток, подарочные календари. Фарфоровый завод выпустил тарелки и кружки с дедушками и бабушками, не особо заботясь о цветопередаче и резкости изображения.
- Так что у меня все и так хорошо, - говорит Леонид Баранов. - И раньше все было хорошо, а сейчас просто отлично. Жизнь не роскошная, но нормальная. Всем доволен, никому не должен - мне, как правило, должны.