Выбор нацгвардейцев пал на модель ПА-60. Это, по словам главного конструктора по воздухоплавательной тематике "Объединенной приборостроительной корпорации" (вышеупомянутое КБ является дочерним предприятием этой госкорпорации) Вячеслава Котлярова, самый популярный на данный момент аэростат. "Он может работать на высоте 300-350 метров, поднимать груз весом до 20 килограмм, находиться в воздухе до 10 суток", - рассказал "РГ" специалист.
Нацгвардия будет использовать аэростаты в основном на крупных массовых мероприятиях. Кстати, на прошедшем Международном авиакосмическом салоне "МАКС" такой контроль правопорядка с воздуха правоохранители уже отработали. Аэростат поднимает несколько камер наблюдения на заданную высоту, откуда начинает передавать он-лайн картинку на пульт управления. Благодаря этому оператор, к примеру, может быстро послать патрульных на место обнаруженной драки. При хорошей видеотехнике, подвешенной к аэростату, можно также оперативно раскрывать случаи краж в толпе.
Кроме того, как рассказали "РГ" на предприятии, с помощью аэростата и программы распознавания лиц можно с воздуха в массе людей обнаружить тех, кто находится в розыскных базах силовиков. Тем самым предотвратить теракт или поймать скрывающегося от правосудия преступника.
Удалось корреспонденту "РГ" ознакомиться и с более продвинутой моделью аэростата, чем ПА-60. Это многоцелевой мобильный аэростатный комплекс "Пересвет", он в настоящее время проходит госиспытания в Вольске. Правда, на языке военных этот аппарат называется иначе - "ОКР Мультипликация". По данным "РГ", к сентябрю будут завершены госиспытания этого аэростата, после чего он должен быть принят на снабжение. Этот аэростат, как уточнили производители, можно использовать для освещения крупных территорий и объектов в ночное время, экологического мониторинга, поисково-спасательных операций, контроля строительства, береговой охраны.
Примерная стоимость одного "Пересвета", как удалось выяснить "РГ", составит около 10 млн. рублей. При этом конкретных заказов от Минобороны пока на аэростаты не поступало. Военные пока приглядываются и размышляют, как можно использовать эти аппараты для нужд безопасности государства. В Долгопрудный буквально днем раньше журналистов приезжали специалисты из Генштаба. К слову, в нынешней госпрограмме вооружения эксплуатация воздухоплавательных аппаратов предусмотрена.
В "Объединенной приборостроительной корпорации" пояснили, что дирижабли и аэростаты могут пригодиться военным для организации сверхдальней радиосвязи, загоризонтной радиолокации, а также в интересах координации действий Воздушно-космических сил. Аэростатические аппараты способны обеспечить многоцелевую платформу для разведывательных операций, наблюдения за морскими, сухопутными воздушными границами, мониторинга труднодоступных мест и обнаружения случаев незаконного проникновения.
Кстати, МВД уже активно использует аэростаты в своей деятельности. Один из ПА-60 был несколько лет назад передан МВД по Республике Адыгее, где под него даже создали специальный авиационный отряд. Теперь соблюдение ПДД автолюбителями контролируют не только системы видеофиксации, размещенные на столбах и в автомобилях ДПС, но и "воздушная инспекция". С начала 2016 года с помощью аэростата госавтоинспекторами задокументировано более 150 нарушений правил дорожного движения. По словам полицейских, все они связаны с выездом на полосу встречного движения. В перспективе же планируется с воздуха также контролировать скоростной режим.
Кроме военных, полиции и спецслужб аэростатами активно интересуются, а иногда и покупают коммерческие структуры. Для них воздушный аппарат - это в первую очередь необычная рекламная конструкция. Необходимую информацию можно разместить как на самом аэростате, так и на растяжке, которую он запросто поднимет в воздух. Есть интерес к аэростатам и дирижаблям и со стороны крупных нефтяных компаний. Кроме наблюдения за трубопроводами, с их помощью можно доставлять в удаленные районы продовольствие и другие необходимые запасы.
Что же касается дирижаблей, а их отличие от аэростатов в возможности пилотирования, то в каталоге продукции "Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики" их насчитывается несколько моделей. К примеру, роботизированный дирижабль дискообразной формы "Анюта", способный на высоте до 1 км передвигаться со скоростью до 70 км в час. С его помощью можно проводить гидрографические и географические исследования, наблюдать за состоянием опасных производств, ретранслировать связь.
Представлен сегодня также был беспилотный дирижабельный комплекс ДП-29. Но он, по словам Вячеслава Котлярова, лишь опытный образец. Пока, отметил он, основной упор предприятия делается все-таки на аэростаты, а не на дирижабли.
В период, когда все популярней становятся беспилотники, корреспондент "РГ" не мог не задать вопрос о преимуществах аэростатов перед современными дронами. "Главный плюс - это, конечно, время использования, - ответил Вячеслав Котляров. - Ведь, период работы беспилотника - это всего несколько часов, после чего его необходимо возвращать на землю. Аэростат же может обеспечить круглосуточную бесперебойную передачу сигнала с необходимого района".
Кроме того, воздухоплавательная техника - очень мало энергозатратна. Кроме газа гелия, по сути, ничего и не требуется.