07.07.2016 13:20
    Поделиться

    Новая драма Пьера Годо: признание в любви французской бюрократии

    Фильм Пьера Годо "Роковое влечение" (Éperdument) рассказывает о трудовых буднях начальника тюрьмы Жана Фирмино. Он гордится своей должностью, упоминание о которой вызывает косые взгляды людей, с ней не связанных. Создав себе уютный мирок, где повседневная жизнь и работа связаны воедино (его жена работает вместе с ним), а дома ждет семейный быт - с заурядными, но такими милыми сердцу радостями и печалями, Жан попадает в расставленный им же капкан и влюбляется в заключенную Анну Амери, ожидающую рассмотрения дела.

    С этого момента жизнь Жана начинает неумолимо катиться под откос. Тюрьма, превращается из вверенного ему участка деятельности, где он является полновластным хозяином, в практически ненавистное пространство, ограничивающее его желания и отнимающее право на свободу собственных действий - в тех аспектах, о которых ему раньше думать не приходилось. Пав со своего пьедестала, он теряет авторитет заключенных. Становясь участником сложных межличностных отношений, он стремительно превращается в заложника ядовитых сплетен. Покрывая свои действия, он теряет чувство собственного достоинства, становясь одним из падших.

    Амери горда, независима и резка. Она, подобно детенышу хищного животного, стремительно взрослеет, с каждым днем обретает уверенность в своих силах, расставаясь с агрессией как формой упредительной самозащиты. И эта внешняя покорность, усыпляя внимание окружающих, говорит не о смирении, а об осознании силы своего оружия, которым, она, как оказалось, владеет в совершенстве.

    Невыносимо долгое киноповествование выматывает однообразностью, экзальтированным, типично французским трагедийным надрывом, сопровождающим все стадии мучительно предсказуемых романтических отношений, живописуемых на экране.

    Единственной особенностью этой картины, хоть как-то скрашивающей общее тягостное впечатление является нежное, почти любовное изображение главного героя фильма - настолько всеобъемлющего и заслоняющего перспективу, что вычленить его подчас становится трудно. Герой этот (как и в прошлогоднем фильме Эмманиюэль Берко "Молодая кровь") -  предмет бесконечной гордости французов - государственный аппарат Пятой республики.

    Он вносит в жизнь предсказуемость, направляет ее в нужное русло, наконец, заставляет себя обслуживать, отвлекая людей от маниакальной упоенности собственной жизнью. Жан и Анна одинаково превращаются в нашкодивших детей, ждущих от республиканского оракула определенности, пусть и крайне неприятной. Он весь - дитя добра и света, он весь - свободы торжество!

    1.5

    Поделиться