Поделиться

    Почему снимки сахалинского фотографа люди на память вырезают из газет

    Сахалинский фотограф ценит не гонорары, а свои снимки, которые люди на память вырезают из газет
    Большую часть жизни он не расстается с фотоаппаратом. В архиве у Владислава Титова тысячи снимков: портреты генсеков и ритуальные пляски шаманок, репортажи с партийных съездов, колхозных полей и путины.

    Фотограф-подчитчик

    Сегодня понятие "подчитчик" ушло из газетного дела. А когда-то Владислав Титов пришел в "Советский Сахалин" - главную ежедневную газету островной области - именно на эту должность.

    - Моя мать много лет работала заместителем редактора, видимо, понимание профессии пришло от нее, - говорит Владислав Павлович.

    До этого он занимался разным - работал слесарем, компрессорщиком. Но в итоге верх взяла врожденная любознательность, присущая каждому настоящему газетчику. Снимки Титова в начале 1970-х стали появляться на полосах главной островной ежедневки.

    Как-то раз командировали Владислава в один из островных совхозов. Нужно было сделать фотопортрет передового тракториста. Мужик оказался неразговорчивым, закомплексованным. Фотографов он упорно сторонился из-за бельма на одном глазу.

    - Я полдня вокруг него кругами ходил в попытке установить душевный контакт. Как только мне это удалось, сразу получился хороший снимок, - смеется Титов.

    Он до сих пор помнит слова тракториста: "Теперь у меня есть фотография, которую можно и на могильный камень прикрепить".

    В коллекции фотографа Титова имеется снимок, который уже стал классическим. Сахалинская старуха-шаманка камлает у костра на вечерней заре.

    В тот день Титов по ведомым только ему признакам понял, что будет роскошный закат. В сумерках они с другом развели костер, и Владислав упал в ноги живущей неподалеку шаманке. Как удалось ее уговорить, он и сам не знает.

    Дорогой комсомол

    Умение общаться с людьми - залог журналистского успеха. Титова командировали на Всесоюзный съезд комсомола, гвоздем программы которого было выступление слабеющего генсека Леонида Брежнева.

    Фотографировать первое лицо провинциалам категорически запретили. За снимками всем посоветовали обращаться к личному фотографу генерального секретаря.

    Владислав Титов подошел к начальнику охраны съезда и угостил строгого генерала КГБ сахалинской корюшкой. Пара минут общения, и добро на съемку товарища Брежнева было получено.

    Пиком своей фотографической карьеры Владислав Титов считает годы, проработанные в ТАСС

    - Комитетчик предупредил, чтобы ближе седьмого ряда к выступающему я не подходил. А именно это расстояние было для меня идеальным, - улыбается фотограф.

    На том съезде он проворонил выступление делегата от Сахалинской области, а без снимка этого товарища возвращаться в родную редакцию Титов не имел права.

    Опять помог тот самый генерал, разрешив на утро следующего дня сделать постановочный кадр у трибуны съезда. Редакционное начальство и читатели ни о чем не догадались.

    В 1970-е Владислав Титов носил длинные волосы, щеголял в джинсах и кожаной куртке. Однажды его не пустили в областной комитет КПСС. В холле фотокора начали отчитывать за неподобающий внешний вид. Помог неожиданно появившийся первый секретарь обкома Павел Леонов, который прервал тираду своего подчиненного: "Оставьте парня в покое. Пусть работает".

    Сахалинское окно ТАСС

    В августе 1981 года на Сахалин обрушился мощнейший тайфун "Филлис", который за неделю вылил на остров трехмесячную норму осадков.

    В разгар стихии Владислав Титов был в командировке на одном из островов Курильской гряды. Председатель облисполкома велел любым способом доставить Титова на Сахалин, заявив: "Без его снимков я ничего не докажу в Совете министров". Владислав Павлович не подкачал.

    Пиком своей фотографической карьеры он считает годы, проработанные в ТАСС.

    - На весь Советский Союз было порядка сорока тассовских фотокоров. Нами блистательно руководила Ольга Турова, которая про фотографию знала все, - улыбается Владислав Павлович. - Она в московскую форточку порой видела больше, чем я в свой видоискатель на краю света.

    Есть вещи, о которых фотожурналист Титов рассказывать не любит. Он оказался в пекле нефтегорского землетрясения 1995 года. Мастер неохотно вспоминает, как один столичный коллега в той преисподней цинично заявил, дескать, снимать тут уже нечего.

    - Мы отвели его в палатку с неопознанными трупами. Он вышел оттуда зеленый и притихший.

    У Владислава Павловича есть принцип, который он не нарушит никогда.

    - Категорически нельзя фотографировать людей в беспомощном состоянии. В реанимации, например, когда человек не понимает, что происходит. Без его разрешения - никак!

    Титов даже женское тело снимает так, что мамы и бабушки моделей вешают его фотографии на стену и страшно ими гордятся.

    В мочке уха фотомастера сверкает золотое кольцо. Поймав мой любопытный взгляд, он мягко улыбнулся.

    - У меня пальцы искалечены артритом. Обручальное кольцо носить не получается. Поэтому вдел в ухо.

    Жест настоящего художника.

    На вопрос "За что так любит свою профессию?" Титов ответил, не задумываясь:

    - За то, что люди ценят твою работу. Не раз видел, как мои снимки вырезали из газеты и вешали на стену.

    Ради этого порой сутками фотокоры мотаются по свету с единственной целью - остановить мгновение. Которому потом суждено будет стать вечностью.

    Прямая речь

    Ирина Герасимова, начальник управления культуры администрации Южно-Сахалинска:

    - Владислава Титова знаю целую жизнь. С ним всегда приятно работать, он замечательный профессионал. Немногословный и незаметный. Его работы очень часто уникальны. Он служит фотографии искренне и самозабвенно.

    Поделиться