- Более ранние сведения о начальниках маяка нам не известны, но исследовательская работа еще продолжается, - сообщил начальник гидрографической службы ЧФ Михаил Ворошилов.
С момента постройки в 1816 году Херсонесский маяк показывал морякам путь на Севастополь, его свечение прерывалось лишь в годы войн - Крымской, Русско-Турецкой, Великой Отечественной. В период пребывания Крыма в составе Украины маяк оставался российским, находясь на территории воинской части Черноморского флота. Начальник маяка Анатолий Шуневич рассказал "РГ", как украинские радикалы, подстрекаемые СБУ, пытались прорваться на территорию воинской части и захватить маяк. После нескольких провокаций территорию обнесли колючей проволокой, а к охране привлекли морскую пехоту.
- Были тяжелые времена, офицеры нам лампочки привозили в кейсах из России, но маяк продолжал светить, - говорит Шуневич.
В годы Великой Отечественной войны маяк стал последним рубежом обороны Севастополя, а во время Крымской весны на его территории разместили пусковую установку ракетного комплекса "Бастион", готовую защитить крымские берега от любой агрессии извне. Работа не прекращалась и в период блэкаута - когда электричество для Крыма было отрезано, на маяке заработали мощные генераторные установки.
Морякам Херсонесский маяк известен под позывным СВ - Севастополь. Эти буквы он высвечивает каждую ночь азбукой Морзе. Свет маяка виден за 16 морских миль (около 30 километров).
- В минутном цикле маяк высвечивает "морзянкой" СВ: три точки, точка, два тире, чередуя свет и темноту, - рассказывает начальник маяка. - Помимо светового, здесь установлен и радиомаяк, который также посылает в эфир позывные "СВ". Сигнал позволяет пеленгатору корабля взять направление на Херсонесский маяк.
Есть и другая особенность, которая позволяет морякам распознать маяк, - его цвет. Маяк на мысе Херсонес светит белым, а в Ялте, к примеру - красным.
- Каждый маяк имеет свое имя, чтобы корабль, проходя вдоль побережья, посмотрев, каким он горит светом или сколько проблесков делает в минуту, мог четко понять, где он находится, - объясняет инженер Херсонесского маяка Александр Кащеев.
Он рассказал, как устроена линза из кварцевого стекла, фокусирующая свет лампы и направляющая его вдоль горизонта, и как с годами менялась техническая "начинка" маяка.
- С самого начала здесь топили рыбий жир, потом были керосиновые фитили, а за ними - керосино-калильная лампа. После войны установили оптический аппарат, который работает до сих пор, а в 1954 году маяк перевели на электрическое освещение.
Сегодня на Херсонесском маяке работает девять человек, которые несут круглосуточное дежурство. Рядом вырос маячный городок, где живут их семьи.
Справка РГ
Херсонесский маяк был построен в 1816 году в самой западной точке Севастополя, на мысе Херсонес. Высота башни, облицованной белым инкерманским камнем, 36 метров, а световой аппарат находится на высоте 32 метра над уровнем моря. По такому же проекту был возведен маяк на мысе Тарханкут - западной оконечности Крыма. Во время войны башня Херсонесского маяка была разрушена и восстановлена в 1950 году военными строителями Черноморского флота. Сегодня он находится в ведении Гидрографической службы ЧФ. На маяке установлена кварцево-галогенная лампа мощностью 1 кВт, а также круговой радиомаяк КРМ-300, передающий сигнал на расстояние 150 миль.