Предварительное нагнетание "евроатлантического" оптимизма на Украине как по команде началось после референдума в Британии: тезисы про положенный Киеву по умолчанию статус "партнерства с особыми возможностями", а также неизбежности получения Плана действий относительно членства в НАТО, которым десять лет назад вдохновлялся еще Виктор Ющенко, буквально оккупировали украинские СМИ и завладели умами политиков. Порошенко, в свою очередь, в статье для Wall Street Journal, вышедшей накануне саммита, предложил использовать Украину в качестве испытательного манекена, "имеющего реальный опыт ведения боевых действий против современной российской армии".
Озвучить свое видение Украины в структуре НАТО с трибуны саммита устроители ему не дали, но выслушали на заседании комиссии "Украина-НАТО" в субботу. Из-под ковра этой встречи общественности вышла так называемая "Варшавская декларация" - заявление совместной комиссии из тринадцати пунктов. В документе, помимо повторения предварительно озвученной НАТО позиции по Крыму и Минскому процессу, содержится немало ободряющих для Киева формулировок общего характера, например, "высоко оцениваем" и "всецело поддерживаем" , но есть и констатация, что, несмотря на принятые во внимание "позитивные шаги", в частности - в борьбе с коррупцией, "проблемы остаются". Но каких-либо обещаний, а тем более материальных гарантий коллективный Брюссель давать Киеву не стал, если только не считать таковыми намерение и в дальнейшем оказывать "консультативную поддержку", растворенную в приложении из сорока пунктов. Венчало заседание комиссии заявление генсека Столтенберга о том, что вопрос о членстве Украины в НАТО "не стоит на повестке дня".
Однако за рамками декларации Украина и Польша подписали конкретное соглашение о взаимных поставках вооружений. И теоретически Киев по нему может получить те самые "Джавелины", которые давно клянчит у Вашингтона, стоимостью 250 тысяч долларов за штуку. Но, принимая во внимание параллельно анонсированный НАТО процесс окончательного избавления стран-членов от советского оружия, Украина скорее получит доступ к арсеналам армии Польши, где еще остались танки Т-72 (около 500 штук), установки "Град" (75 штук), БМП-1(порядка 1200 штук) и другие образцы привычной для украинских военнослужащих техники. Впрочем, о безвозмездной передаче в договоре ничего не сказано, и это в принципе не в традициях НАТО и польско-украинских отношений в особенности. Здесь можно вспомнить, как в пик энергетического кризиса 2014 года Варшава отказалась давать в долг Киеву свой уголь. И потому за пополнение технического парка и боезапаса, об истощении которых недавно заявляли секретарь Совбеза Турчинов и спикер парламента Парубий, Украине придется заплатить Польше, которая, возможно, потратит полученные средства уже на "Джавелины". Иными словами, Запад не изменил себе - подлил масла в огонь гражданской войны на Украине, заставив ее же за это заплатить.