Еще до финального матча боссы европейского футбола собрали пресс-конференцию на парижском "Стад де Франс", чтобы подвести итоги чемпионата. Даже до ее начала было нетрудно предсказать, какие речи мы услышим с трибуны. Когда организаторы оценивают сами себя, разумеется, прозвучат похвала и масса восторженных эпитетов. Но, будем откровенны, только часть из них заслуженная.
Первое, что бросилось в глаза, - от силы на четверть заполненный журналистами зал. Рядом с президиумом на стеклянном постаменте сверкал Кубок Анри Делоне - тот самый, который по итогам воскресного матча достался новому чемпиону Европы. Немногочисленные журналисты, в том числе и ваш покорный слуга, сначала робко принялись трофей фотографировать. Затем осмелели, и начались "селфи" с разных ракурсов. Когда народ уже принялся кубок попросту хватать, вяло вмешалась охрана, потребовавшая фотосессию закончить. "Трофей здесь для того, чтобы телевизионщики могли на его фоне записывать "стендапы", а не для фотографирования", - мрачно объяснил один из секьюрити. "Стендап", если что, это момент в телерепортаже, когда корреспондент сам появляется в кадре. Тем самым подтверждая, что он находится на месте события. Только вот желающих постоять в кадре с микрофоном рядом с кубком, вопреки ожиданиям организаторов, не оказалось. Да и сами камеры можно было пересчитать по пальцам.
Причина банальна - главным докладчиком на этом мероприятии являлся и.о. генерального секретаря УЕФА Теодор Теодоридис. Компанию ему составили глава оргкомитета Евро-2016 Жак Ламбер, директор по проведению соревнований УЕФА Джорджио Маркетти и исполнительный директор по мероприятиям УЕФА Мартин Каллен. И искушенным журналистам в зале не сразу удалось разобраться, кто есть кто - табличек с именами участников не заготовили, а визуально этих, несомненно, уважаемых людей трудно отнести к мгновенно узнаваемым "селебрити".
Удивительное дело - УЕФА проводил этот чемпионат Европы, по сути, не имея руководителя. Выборы нового президента - дело будущего. Пока "на хозяйстве" тот самый Теодоридис, ставший временным генсеком после того, как Джанни Инфантино взметнулся с этой, только без приставки "и.о." должности аж в президенты ФИФА. А европейская ассоциация сейчас отчаянно нуждается в сильном лидере и действительно узнаваемой фигуре. Которой, несомненно, являлся, да и сейчас является отправленный в изгнание Мишель Платини. Глядя на пустующий зал, сразу подумалось: если бы это была пресс-конференция легендарного француза, то здесь яблоку было бы негде упасть.
Видимо, такие мысли посетили не только меня. Теодоридис заочно поблагодарил месье Платини. "Без него и без его поддержки на протяжении пяти лет не было бы такого успеха у Евро", - сообщил он очевидное. И от вопроса, приедет ли Мишель хотя бы на финальный матч, уйти ему, разумеется, не удалось.
- Приглашение Платини было на все матчи, включая финал. До сегодняшнего дня он не проявлял интереса к нему. Но мы надеемся, что Платини изменит свое мнение и приедет в воскресенье, чтобы отпраздновать вместе с нами окончание турнира, - заявил и.о. генерального секретаря без особой уверенности в голосе.
Еще один интересный штрих: Джанни Инфантино, который также принимал самое непосредственное участие в подготовке этого Евро и был главным лицом организации на жеребьевке турнира в Париже в прошлом декабре, сейчас держится в тени. На итоговую пресс-конференцию он тоже не приехал - от ФИФА выступил вице-президент Анхель Льона, зачитавший на испанском стандартную приветственную речь и тут же покинувший зал, сославшись на важные встречи. При этом Теодор Теодоридис, персонально поблагодарив Жака Ламбера, Мартина Каллена и Мишеля Платини, господина Инфантино вообще не упомянул. Его, разумеется, тут же спросили, приедет ли Джанни хотя бы на финал. "Да, разумеется, он приглашен как президент ФИФА и будет присутствовать на игре", - помрачнев, ответил Теодоридис. Дав понять, что на этом тему считает исчерпанной.
Похвалы самим себе, которые увлекали членов президиума явно больше, тоже получились весьма любопытными. Как и представленные цифры. Например, нам сообщили о том, что УЕФА получил 11 264 142 запроса на билеты. Наибольшее их количество сделали французы - 40,61%. Далее идут немцы и англичане - 13,85%. Итоговые цифры посещаемости почему-то точностью уже не блистали - 2,4 миллиона человек за 51 матч. Не состоявшийся на тот момент финал в статистику вошел, поскольку билеты на него продали, очевидно, в первую очередь.
Но при этом в УЕФА тактично обошли стороной другую важную цифру - процент заполняемости арен. А ведь аншлаги на этом Евро можно было пересчитать по пальцам. Практически на все игры можно было попасть, купив билет у стадиона прямо перед началом матча. Более того, часто они стоили значительно дешевле номинала, но все равно не пользовались спросом. И билетная политика, когда на матчи группового этапа места первой категории УЕФА оценил в 145 евро, вызывает вопросы. Для рядового болельщика это попросту дорого. Поэтому логично, что статистика посещаемости фан-зон, куда вход бесплатный, выглядит лучше. Их на Евро работало десять. Самая большая, на 85 тысяч человек, расположена в Париже. Общее количество болельщиков, посмотревших футбол на больших экранах в этих местах, - 3,6 миллиона. А самым популярным матчем стал полуфинал Франция - Германия, собравший суммарно во всех фан-зонах 285 тысяч человек.
Что впечатляет, так это телевизионные рейтинги. Общая аудитория Евро - больше 6 миллиардов человек. В среднем каждый матч собирал у экранов больше 130 миллионов зрителей. Игру-открытие турнира посмотрели более 200 миллионов, а приблизительная аудитория финала - более 300 миллионов. Ну, а самые впечатляющие рейтинги собрала игра Англия - Исландия. В Исландии ее смотрели 99,8 процента населения. И только 298 человек в этот момент включили другой канал.
Еще одна крайне увлекательная вещь - бюджет турнира. Общий доход, который принес чемпионат Европы, - 1,93 миллиарда. Это на 34 процента больше, чем в 2012 году. Столь серьезный рост объяснить можно в первую очередь расширением как раз на треть количества участников - больше аудитория, больше матчей, вот и доход выше. Основную часть денег - чуть больше миллиарда евро - принесло телевидение. 480 миллионов добавили спонсоры, и еще 400 миллионов удалось заработать на билетах и программе гостеприимства.
Статья расходов существенно меньше - 1,1 миллиарда. Из них 650 миллионов потратили на проведение турнира, а остальные деньги распределили между командами-участницами и клубами, делегировавшими на Евро своих игроков. Чистая прибыль получилась приличной - 830 миллионов. На собственные нужды УЕФА скромно забирает 230 миллионов, а остальные 600 планирует распределить между национальными ассоциациями.
Журналисты несколько раз поднимали фундаментальный вопрос - расширение чемпионата до 24 команд. Турнир увеличился по срокам и стал сложнее с точки зрения логистики и планирования. Не говоря уже об общем уровне футбола, который уж точно не вырос. Господин Теодоридис на критические замечания сразу же отвечал, что эксперты тщательно проанализируют турнир со всех точек зрения. Но от конкретики ловко уходил. Единственное, что основной докладчик заявил довольно уверенно: в 2020 году в финальной части тоже будет 24 команды. А вот как будет выглядеть на практике следующий Евро, который пройдет по всему континенту сразу, вряд ли сейчас предскажет и Теодоридис, и тот, кто займет в итоге место главы УЕФА.
20 000 бесплатных билетов на матчи раздали детям с ограниченными возможностями в возрасте от 8 до 16 лет;
1878 допинг-проб были взяты у футболистов начиная с января. Все они дали отрицательный результат;
650 волонтеров из 135 стран помогали организаторам, из них 75 процентов - граждане Франции;
51 камера, включая по две на вертолетах и мотоциклах, были задействованы в трансляции финала;
100 000 человек работало над организацией и проведением турнира;
480 участников обеспечивали шоу на церемонии закрытия, включая 250 музыкантов.