Правда, особую остроту проблема отношения опекунов к наследству встанет в полный рост через несколько лет, когда станут взрослыми нынешние дети, их подопечные. Так что этот документ ценен еще и расчетом на будущее.
Автор законопроекта депутат Николай Рябов предлагает закрепить в статье 1145 Гражданского кодекса РФ право опекунов и попечителей быть призванными к наследованию в качестве наследников седьмой очереди, если нет наследников предшествующих очередей. При этом законодатель особо оговаривает, что право стать наследником опекуны получат не автоматически, а при соблюдении неких жестких условий. Так, опекуны получат возможность "встать в очередь" только при условии безвозмездного добросовестного выполнения своих обязанностей в отношении наследодателя.
Такие оговорки про добросовестность опекунов по отношению к опекаемым, можно сказать, продиктованы самой жизнью.
До сих пор у всех на слуху сообщения правоохранительных органов, что, оформив опекунство, чужие для подростка люди получают, с одной стороны, бесплатные рабочие руки, а с другой - выплаты от государства, которые можно тратить не на нужды ребенка, а на что-нибудь другое. Поэтому в законопроекте речь идет об исполнении опекунами всех обязанностей по договору о попечительстве, защите прав и интересов наследодателя и отсутствии незаконных и безнравственных действий по отношению к своему подопечному.
Важность подобного законопроекта в том, что опекун по сегодняшнему закону должен холить и лелеять своего опекаемого, - и не важно, это маленький ребенок, пожилой человек или не старый, но больной человек.
Опекуны по закону несут серьезную ответственность за жизнь и здоровье тех, кого курируют. Государство вообще в последние годы делает много для более широкого развития и распространения института опекунства. Страна старается сократить количество детских домов и сиротских приютов, помогая пристроить оставшихся без помощи людей в добрые и надежные руки. Это - с одной стороны. Но с другой, к примеру, в случае появления наследства от опекаемых, этот гражданин-опекун, образно говоря, никто и звать его - никак. Зато биологически близкие люди, которые не лишены родительских прав, получат наследство, которого, возможно, и не заслуживают.
Кстати, с лишением родительских прав безответственных родителей действительно ситуация непростая. Даже тогда, когда поведение и образ жизни родителей или лишь одного родителя далеки от идеала, ребенка органы опеки почти однозначно заберут от греха подальше, но родную маму или папу сразу родительских прав не лишат. И чиновники буквально до последнего будут стараться сохранить за нерадивым родителем эти права. А в это время их ребенка будут воспитывать, лечить, учить либо государство в лице интерната, либо опекун.
Хорошо, если такой опекун - близкий родственник, скажем, бабушка или дедушка, тетя или дядя. А если это совершенно посторонний человек? В подобной ситуации получится, что обязанности по отношению к ребенку у опекуна есть, и немалые, а вот прав , в смысле наследственных - нет совсем. Новый законопроект и призван устранить эту несправедливость.
Так какое место в очереди займут опекуны? Судя по тексту законопроекта - седьмую. По нынешнему наследственному законодательству к седьмой очереди наследования относятся пасынки, падчерицы, отчимы и мачехи. При этом, как подчеркивает автор документа, последние два понятия - "отчим" и "мачеха" - не закреплены в Гражданском кодексе.
В связи с этим Рябов планирует ввести их в ст. 1145 Кодекса. Так, под "мачехой" депутат предлагает понимать "лицо, состоящее или состоявшее в зарегистрированном браке с отцом наследодателя и участвовавшее в воспитании наследодателя в течение брака и/или после него". Это определение, уверен Рябов, необходимо применять и к термину "отчим", в нем планируется лишь заменить слово "отец" на "мать".
Сейчас ситуация такая - если у родного родителя органы опеки заберут ребенка и его воспитает государство или посторонние люди, то опекаемый все равно будет обязан родному родителю, если того не лишили родительских прав. Закон требует, чтобы не только папа с мамой содержали ребенка, но и выросший ребенок обязан содержать престарелых родителей. Часто выходит парадокс - вставший на ноги молодой человек должен содержать родителя, прожившего совсем неправедную жизнь и вспомнившего о ребенке лишь в старости. Правда, недавно один суд волжского города отказал такому отцу, требовавшему от взрослого сына угла и содержания. Суд увидел, что отец нарушал закон, сидел, выходил, а сын жил в интернате на той же улице, где проживал между отсидками его папа. Но к сыну отец ни разу не пришел.