Новости

11.07.2016 00:43
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Под крылом самолета

Ульяновская область вошла в число регионов страны, наиболее привлекательных для инвесторов
О создании возобновляемых источников энергии, развитии авиационного кластера, внедрении нанотехнологий и способах сокращения налогового бремени для бизнеса в интервью "РГ" рассказал врио губернатора Ульяновской области Сергей Морозов.
Сергей Морозов: Почти 10 лет назад мы выбрали авиацию одним из приоритетов развития региона. Фото: Пресс-служба администрации Ульяновской области Сергей Морозов: Почти 10 лет назад мы выбрали авиацию одним из приоритетов развития региона. Фото: Пресс-служба администрации Ульяновской области
Сергей Морозов: Почти 10 лет назад мы выбрали авиацию одним из приоритетов развития региона. Фото: Пресс-служба администрации Ульяновской области

Что является главным фактором инвестиционной привлекательности региона?

Сергей Морозов: За 10 лет мы выстроили в области открытую и продуктивную систему работы с инвесторами, которая включает в себя не только удобное для бизнеса административное сопровождение в режиме одного окна, но и выгодную систему преференций. В результате только в 2015 году объем финансовых вливаний со стороны частных инвесторов в экономику Ульяновской области составил более 30 миллиардов рублей. А благодаря региональным мерам поддержки число субъектов малого бизнеса выросло на полторы тысячи. Показательно, что к нам со своим бизнесом приходит все больше предпринимателей из других, и не только соседних, регионов страны. Их число приблизилось к двум десяткам.

На ПМЭФ был объявлен новый рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ. В нем участвуют почти все субъекты, и мы - на 11-м месте.

Наш регион остается в лидерах как по привлечению инвестиций, так и по созданию новых производств, рабочих мест и целых кластеров, причем таких наукоемких, как производство композитных материалов. Регион стал базой для сложнейших проектов "Росатома" в Димитровграде. Полным ходом идет строительство единственной в стране ОЭЗ портового типа, развиваются станкостроительный и автокомпонентный кластеры.

И еще немаловажный факт, агентство DoingBusiness дает нам высшие оценки управляемости и антикоррупционной успешности, а это, согласитесь, и является главным фактором инвестиционной привлекательности.

Страна находится под экономическими санкциями, а в Ульяновской области продолжает развиваться бизнес-кооперация с иностранными партнерами.

Сергей Морозов: Совершенно верно. В этом году начнут работать еще почти 10 объектов. Наиболее крупным из них станет завершение строительства шинного завода японского концерна "Бриджстоун". Запуск завода бортовых систем для авиационной отрасли второго резидента ПОЭЗ ЗАО "ПРОМТЕХ-Ульяновск", открытие вертолетного центра НП "Хелипорт-Ульяновск", маслоэкстракционного завода "Легенда-МЭЗ", гипермаркетов "Леруа Мерлен" и "Декатлон". Ряд инвесторов приступит к строительству предприятий в сфере АПК, производства стройматериалов, медицины, гостиничного бизнеса.

Какие сферы для инвестирования стали приоритетными для региона?

Сергей Морозов: Сейчас в стадии разработки находится Государственная региональная программа "Форсированное индустриально-инновационное развитие Ульяновской области на 2016-2020 годы". Именно она будет определять основные подходы и принципы работы по этим направлениям. Все предыдущие документы отталкивались от планов предприятий, которые мы суммировали, а потом сопоставляли с результатами. Новая логика индустриально-инновационного развития состоит в том, что в ее основе лежит отбор и целевое инвестирование наиболее перспективных проектов.

В рейтинге по развитию ГЧП Ульяновская область занимает 9-е место

В первую очередь такой подход будет нацелен на авиа- и автомобилестроение, производство автокомпонентов, станкостроение, энергетику, сектор информационных технологий и пищевую промышленность. Это позволит не распылять ресурсы, а сделать поддержку максимально эффективной. И таким образом, мы выходим за рамки "просто получить инвестиции", мы строим регион с умной экономикой, привлекаем "целевых" инвесторов с мировым именем в высокотехнологичные отрасли. Совсем недавно совместно с Ульяновским наноцентром, российскими и зарубежными партнерами мы приступили к реализации проекта по созданию в течение 15 лет "Большой технологической долины". Проект предполагает создание на площади около двух тысяч гектаров города "Знаний", в котором расположатся высокотехнологичные предприятия, бизнес-инкубаторы, опытные производства, учебные и научные заведения, а также продолжение развития Ульяновского наноцентра - Технокампус, все в пределах пешей доступности от объекта до объекта. Рядом будет жилой район. Цель проекта - создать комфортную экосистему для R&D-компаний. Несколько таких компаний уже проявили свой интерес.

Вопрос импортозамещения в авиации принципиальный для России, расскажите о перспективах ульяновских предприятий в этой области.

Сергей Морозов: Наряду с Воронежем, Казанью и Пермью в кооперации по производству самолета МС-21 участвуют и ульяновские предприятия: "Авиастар-СП", "АэроКомпозит". Для нового самолета они производят более 50 процентов компонентов. Кроме того, в Ульяновском КБ приборостроения разрабатываются информационно-управляющее поле кабины самолета МС-21 и система управления общесамолетным оборудованием.

Самым крупным нашим заводом, участвующим в проекте, является, конечно, "Авиастар-СП". Он производит панели и хвостовые отсеки фюзеляжа, двери и люки. Сегодня завод приступил к изготовлению панелей для сборки уже третьего самолета - второго летного образца. Часть необходимых агрегатов уже находится в стадии сдачи и в ближайшее время будет отгружена на Иркутский авиазавод.

Другой участник проекта - наш завод "АэроКомпозит-Ульяновск". Это единственное в мире предприятие полного цикла по производству крупногабаритных композитных конструкций для авиационной промышленности. Достаточно сказать, что для создания крыла МС-21 используется свыше 100 крупногабаритных элементов конструкций из полимерных композитов, одно из неоспоримых преимуществ которых - высокая прочность и возможность создать крыло с высокой степенью удлинения, что значительно повышает аэродинамические характеристики самолета и позволяет экономить 6-8 процентов топлива.

Почти 10 лет назад мы выбрали авиацию как одно из приоритетных направлений развития региона. Именно для этого мы создали в области большой авиационный кластер. Кроме уже названного проекта на "Авиастар-СП" строится первый топливозаправщик Ил-78М-90А, выполняется государственный заказ на строительство тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А. Мы принимаем активное участие в кооперации по строительству самолетов Ил-112В. Ульяновские самолетостроители производят монтаж интерьера и отработку систем самолетов семейства Sukhoi Superjet 100.

Как обстоят дела с развитием альтернативной энергетики, которую регион выбрал одним из приоритетов своего развития? Когда в регионе будет построен первый ветропарк?

Сергей Морозов: Уже разработана "дорожная карта" по развитию возобновляемой энергетики", предусматривающая комплексный подход в реализации таких проектов. Ульяновские предприятия готовы организовать локализованное производство компонентов для генерирующих объектов, а для создания максимального количества ветропарков на ульяновской земле область готова выступить системным партнером для всех участников этого рынка. Компании, инвестирующие в такие проекты, могут рассчитывать на нашу максимальную поддержку. Оператором проекта выступает Ульяновский наноцентр, который ведет переговоры с ведущими мировыми производителями ветротурбин.

В начале июня прошла очень продуктивная встреча с руководителем РОСНАНО Анатолием Чубайсом, где мы обсудили планы сотрудничества в области ветроэнергетики. Для создания максимально комфортных условий для инвесторов Ульяновская область подготовила ряд законодательных инициатив федерального уровня, часть из которых была поддержана и реализована.

Этот комплекс мер позволил уже в 2015 году привлечь в проект такого солидного инвестора, как компания "Фортум": подписано соглашение по строительству 35 МВт ветрогенерации. Ввод мощностей запланирован на 2017 год. Это будет первый оптовый ветропарк в регионе, а в дальнейшем планируется увеличить мощность ветрогенерации в Ульяновской области до 500 МВт.

Кроме того, в регионе разрабатываются проекты по утилизации бытовых отходов с выработкой энергии, проекты солнечной генерации, создания малых гидроэлектростанций и биогазовых установок.

Кстати

Димитровград возвращает себе статус наукограда. Как рассказал "РГ" Сергей Морозов, город развивается как ядерно-инновационный кластер, как индустриальный парк и одновременно наукоград. "Мы продолжаем реализовывать федеральные проекты строительства высокотехнологичного центра медицинской радиологии и многоцелевого научно-исследовательского реактора на быстрых нейтронах", - рассказал глава региона.

В высокотехнологичном центре медицинской радиологии в Димитровграде в этом году начнут монтировать протонный ускоритель. Сейчас в Центре протонной терапии полным ходом идут отделочные работы - стены корпуса подготовлены под окраску, в отдельных помещениях выполнена чистовая отделка. Вскоре здесь будет монтироваться самое дорогое и самое важное оборудование - протонный ускоритель, вокруг которого, по большому счету, и построен радиологический центр. Медицинский центр станет самым крупным в Европе. Ежегодно здесь предполагается оказывать помощь до 40 тысячам онкобольных. Запуск центра должен на четверть снизить смертность пациентов от рака, в пять-восемь раз уменьшить число рецидивов злокачественных новообразований, увеличить число вновь выявленных случаев онкологии на 15-20 процентов.

Экономика Финансы Инвестиции Филиалы РГ Средняя Волга ПФО Ульяновская область Ульяновская область - только вперед Ульяновский авиапром