Обучение будет проводиться на базе Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. Слушателями курсов станут представители 60 компаний, намеревающихся поставлять за границу высокотехнологичную продукцию. Программа состоит из восьми модулей. Можно посетить все, а можно выбрать несколько, например ведение переговоров, таможенное оформление, логистика за рубежом, финансовый менеджмент и маркетинг.
Среди регионов, ранее уже заключивших аналогичные соглашения с РЭЦ, соседи по УрФО - Челябинская область и Югра.
- Сегодня недостаточно просто дать денег бизнесу для повышения его конкурентоспособности. Все острее потребность в нефинансовых компетенциях: предпринимателя нужно направить, подсказать, проконсультировать, - отмечает Андрей Поляков, управляющий директор по работе с клиентами и региональному развитию РЭЦ. - Когда начинаем плотно общаться с территориями, понимаем, что ключевые проблемы - нехватка аналитики, сложности поиска иностранных контрагентов, адаптации товаров на внешних рынках. Для крупного бизнеса менее актуально, а у МСБ это одна из самых востребованных услуг.
По словам руководителя проектного блока РЭЦ Марии Зазулинской, нефинансовая поддержка включает комплекс услуг на всем жизненном цикле проекта.
- Зачастую у компании есть хороший продукт, но нет понимания, где его лучше реализовывать: в Азии, СНГ, Европе? На первом этапе наши специалисты помогут выбрать потенциальный рынок сбыта. Далее работает механизм продвижения: ищем возможных партнеров, рассылаем коммерческие предложения, сопровождаем экспортера для переговоров. Перевод, грамотное структурирование презентации - все это тоже входит в пакет услуг, - поясняет Зазулинская. - Если появилась заинтересованность со стороны зарубежных контрагентов - подключаются консультанты по таможенному администрированию, международному патентованию и юридическому сопровождению сделок.
Также в план поддержки может входить финансовое предложение для самого российского поставщика или его иностранных контрагентов. В частности, ЭКСАР, член группы РЭЦ, предоставляет экспортерам страховое покрытие рисков, поручительство, гарантии, проверку благонадежности партнеров. Это помогает избежать штрафов, если валютная выручка поступает с опозданием.
Что касается кредитных линий, они бывают трех типов. На предэкспортном этапе финансируется до 85 процентов стоимости контракта на срок до 5 лет, исходя из производственного цикла. Как показывает практика, этого хватает, чтобы покрыть себестоимость продукции. Такой вариант, как правило, привлекателен для предприятий с нехваткой оборотных средств, залоговой базы или ограниченных в доступе к коммерческим займам. Постэкспортное финансирование предоставляется, когда продукция уже произведена, но покупатель просит отсрочку платежа и у экспортера возникает дебиторская задолженность. Схема интересна компаниям, планирующим выход на новые рынки. Наконец, третья модель - классическое экспортное кредитование. Зачастую от участников международных тендеров заказчики требуют не только техническое предложение, но и финансовое. То есть они готовы купить продукцию, но хотят использовать для этого заемные средства или просят длительную отсрочку платежа. Допустим, оборудование окупается 5-7 лет. Основное условие - его соответствие перечню высокотехнологичной продукции, утвержденному минпромторгом.
Справка "РГ"
По данным Росэксимбанка, участника группы РЭЦ, в 2015 году по программе поддержки высокотехнологичного экспорта было подписано кредитных соглашений на 27 миллиардов рублей. Стоимость профинансированных контрактов составляет порядка 100 миллиардов. В 2016 году планируется профинансировать 158 контрактов на общую сумму 100 миллиардов рублей.