В Свердловской области эту тему разрабатывают не первый год: пилотные проекты создания и опытной эксплуатации систем накопления энергии (СНЭ) на базе литий-ионных аккумуляторов (ЛИА) на Уральском электрохимическом комбинате (УЭХК) были реализованы еще в 2013 году.
Тогда объектом приложения сил исследователей стал внутризаводской напольный электротранспорт. 30 единиц техники - погрузчики и электротележки - переоснастили, чтобы подтвердить эксплуатационные характеристики модернизированных машин и проверить, какой экономический эффект даст установка новых аккумуляторов. Об успешности первого эксперимента говорит тот факт, что с 2014 года заводские тележки начали бегать по промплощадке уже в режиме опытно-промышленной эксплуатации.
Параллельно в Новоуральске разрабатывали и стационарные системы накопления электроэнергии. На аккумуляторы нового поколения перевели систему постоянного оперативного тока одной из понижающих подстанций комбината. Через год испытания и этап опытной эксплуатации успешно завершились, подтвердив, что ЛИА целесообразно использовать на устройствах бесперебойного питания, используемых на промышленной площадке АО "УЭХК". А в 2017-м планируется переоснащение системы оперативного постоянного тока на следующей главной понижающей подстанции комбината.
Эти пилотные проекты подтвердили положительный технико-экономический эффект литий-ионных аккумуляторов, рассказывают специалисты УЭХК. Более того, благодаря навыкам и компетенциям, приобретенным во время опытной эксплуатации систем накопления энергии на базе ЛИА, имеются все возможности для расширения производства накопителей энергии, организованного в Новоуральске.
Сегодня здесь самостоятельно, без привлечения предприятий-соисполнителей, изготавливают несколько типов литий-ионных систем накопления энергии и обладают всеми компетенциями, необходимыми для переоснащения электромашин. В нынешнем году выделены средства на переоборудование внутризаводского электротранспорта уже двух предприятий ТВЭЛ. Кроме того, организовано взаимодействие в части переоснащения парка внутризаводского электротранспорта с промышленными предприятиями, не входящими в контур Росатома.
Для обеспечения гарантированного объема сбыта продукции новоуральской промплощадки было организовано взаимодействие с отечественными производителями напольного электротранспорта. Их в России только два: расположенный в Удмуртии Сарапульский электрогенераторный завод и работающий буквально по соседству, в Екатеринбурге, Машиностроительный завод имени М.И. Калинина.
Электротранспортные средства, широко использующиеся в различных сферах деятельности, например на производстве или в логистическом хозяйстве, традиционно оснащаются щелочными и кислотно-свинцовыми аккумуляторными батареями. По оценке специалистов, и те, и другие обладают невысокими удельно-техническими и эксплуатационными характеристиками, а также требуют от владельцев значительных затрат на содержание. Литий-ионные системы избавлены от этих недостатков, и переоборудование электромашин позволяет снизить эксплуатационные расходы за счет исключения операций обслуживания, зарядки и ремонта аккумуляторных батарей. В частности, при использовании модернизированных погрузчиков не нужны специализированные помещения для заряда (зарядка щелочных и кислотных АКБ сопровождается выделением водорода и сопровождается риском образования взрывоопасных смесей), "заправлять" ЛИА можно в любом месте и в любое время, например в течение перерыва в работе водителя. При этом, что немаловажно, электротранспорт с новой батареей полностью соответствует требованиям, предъявляемым к машинам с традиционными элементами питания.
В прошлом году завод "Уралприбор" - одно из предприятий новоуральской площадки - разработало собственную систему контроля заряда-разряда для литий-ионных аккумуляторов. Эксперты отмечают, что опытно-промышленная эксплуатация СНЭ ЛИА, в составе которого использовалась система Уралприбора, подтвердила заявленные характеристики, причем параметры этого решения не уступают аналогам других производителей, выигрывая в сочетании цены и качества.
Выводы специалистов послужили одним из аргументов в переговорах об участии новоуральских предприятий в разработке системы контроля заряда-разряда для накопителя на ЛИА электромобиля Vesta EV производства АвтоВАЗа. Сегодня договоренность об этом уже достигнута. Кроме того, подписан меморандум о взаимодействии и стратегическом партнерстве Уральского электрохимического комбината и Уральского завода газовых центрифуг с российским производителем литий-ионных аккумуляторных ячеек ООО "Лиотех-инновации".
Кстати, дополнительным конкурентным преимуществом новоуральских предприятий на формирующемся рынке ЛИА станет вхождение закрытого города в одну из ТОСЭР (территорию опережающего социально-экономического развития). В ближайшее время, когда правительство РФ окончательно определит правила работы резидентов на таких территориях, особые условия экономической деятельности позволят еще больше снизить себестоимость производства и повысить конкурентные преимущества уральских систем накопления энергии.