11.07.2016 06:59
    Поделиться

    На Урале откроют новые маршруты промышленного туризма

    В регионе появятся новые маршруты для промышленного туризма
    История развития промышленности на Урале насчитывает три столетия. И оказывается, сегодняшним заводчикам есть чему поучиться у пращуров - в плане организации производства, отношения к окружающей среде и даже социальной ответственности бизнеса. Интересующимся индустриальным прошлым далеко ехать не надо - Билимбай находится всего в 60 километрах от Екатеринбурга. Местные энтузиасты-краеведы мечтают, что их поселок превратится в культурно-исторический центр и войдет в областную и федеральную программы развития туризма. Проторить в Билимбай туристскую тропу поможет включение поселка в техплатформу "Строительство и архитектура", одно из направлений которой как раз охватывает малые исторические города с их достопримечательностями.

    …Мы стоим на горе Теплой. Сейчас здесь горнолыжный комплекс, а когда-то проходила граница между семейными владениями Демидовых и Строгановых. Обширные территории по рекам Каме и Чусовой были отписаны купцам Строгановым Иваном Грозным еще в 1558 году. Но осваивать их стали намного позже, при Петре I, который издал указ: кто найдет железную руду и начнет ее добывать, того и земля. Больше всех преуспели в покорении Урала Демидовы: за 40 лет основали 45 предприятий. Строгановым оставалось наблюдать, как конкуренты "откусывают" их владения. Остановить экспансию удалось лишь в Билимбае: ради этого графы, прежде занимавшиеся исключительно солеварением, построили чугунолитейное производство. Первую продукцию оно выдало в 1734 году.

    По отзывам Дмитрия Менделеева, изучавшего металлургическую технологию в Билимбае 160 лет спустя, все было устроено компактно и рационально. Например, подъезд к доменным печам был не наклонным, как все привыкли, а горизонтальным, за счет естественного рельефа, поэтому телеги с рудой не приходилось толкать вверх. Чем быстрее закладка, тем ниже себестоимость продукции.

    - Строгановские дачи - единственное место в Свердловской области, связанное с этим дворянским родом. Они отличались от Демидовых культурой ведения хозяйства: ориентировались на долгосрочные проекты, не стремясь извлечь максимальную прибыль здесь и сейчас, - рассказывает Людмила Михайлова, председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

    И приводит примеры: Демидовы активно вырубали леса вокруг своих заводов (древесный уголь использовался как топливо для домен), а за 150 лет правления Строгановых в Билимбае хвойные угодья не только не уменьшились, но и приросли. В роще Могилица в 1843 году было высажено 28 тысяч корабельных сосен. Их стволы сегодня достигают 25-28 метров в высоту при диаметре 35-40 см.

    Выражаясь современным языком, Строгановы были экологически продвинутыми и социально ориентированными предпринимателями: в Билимбае они построили земскую школу, училище, библиотеку, госпиталь для рабочих. Платили выходные пособия и пенсии еще до отмены крепостного права. Открыли театр на 300 мест, где играли заводские артисты.

    К сожалению, билимбаевская пристань, от которой по реке Чусовой отправлялись в центральную Россию и Европу барки с чугуном и железом, не сохранилась. А вот завод жив, хоть и в плачевном состоянии. По документам это памятник федерального значения, находится в частной собственности. Часть помещений сдают в аренду, часть разрушена. Зайти на территорию просто так нельзя.

    Чуть поодаль - Свято-Троицкий храм постройки 1820 года, памятник уже областного значения. По проекту он должен быть в два раза выше, но купол и колокольня снесены. По одной версии, архитектором здания был Воронихин, автор Казанского собора в Петербурге, по другой - Свиязев, входивший в группу разработчиков храма Христа Спасителя в Москве. Сходство между храмами найти несложно: четырехколонные портики, чугунные коринфские капители, лучезарная дельта (око в треугольнике). Примечательно, что все три этих церковных сооружения посвящены победе русского народа над Наполеоном. Билимбай имел к ней прямое отношение: на местном заводе в 1812-1813 годах отливали пушечные ядра, бомбы и картечь для армии.

    Строгановы были экологически продвинутыми и социально ориентированными предпринимателями: в Билимбае они построили земскую школу, училище, библиотеку, госпиталь для рабочих

    Еще один объект, претендующий на статус исторического, - часовня в готическом стиле. Скорее всего, была построена для иностранных мастеров завода. Железным скобам по 200 лет, но ни следа ржавчины. Проблема та же, что у завода, - здание находится на частной земле, статуса памятника не имеет, то есть риск пойти под снос очень велик.

    - Можно из пальца высасывать достопримечательности, ездить за тысячи километров, чтобы посмотреть на развалины, тогда как вот она история, под ногами, - говорит Станислав Могила, член Евразийского фонда национального наследия "Строганофф". - Помимо линии Строгановых, в Билимбае можно развивать экологические, военно-патриотические, религиозные маршруты. Но для этого необходимо разработать комплексную туристическую концепцию территории. Сегодня нет единого понимания, как использовать памятники, кто будет вести переговоры с собственниками земли и инвесторами.

    Станислав везет нас по Билимбаю, рассказывая обо всем вокруг, как заправский экскурсовод. Вот бывший правленский дом, то есть заводоуправление, окруженное 200-летними лиственницами. Здание напротив храма - жилой дом управляющего. Сегодня там почта. Мельница с характерными для Строгановых классическими арками. Чтобы молоть зерно круглогодично, русло реки завели вовнутрь помещения. Деревянное здание вокзала железнодорожной станции 1909 года постройки, внутри - оригинальные печки-голландки. Самые знаменитые пассажиры - Александр II и декабристы.

    - Куда мы только ни обращались: в министерство культуры Свердловской области, Екатеринбургскую епархию, администрацию губернатора. На словах все поддерживают, а дальше дело не идет. Да, мы открыли своими силами музей Билимбая, подготовили фор-эскизный проект развития центра поселка, но одной общественной инициативы недостаточно. Необходимо объединять ресурсы муниципалитета, области и бизнеса. Надеемся, вступление в технологическую платформу поспособствует этому, - подчеркивают в фонде "Строганофф".

    Прямая речь

    Александр Гильденмайстер, начальник Билимбаевского сельского теруправления:

    - О выкупе объектов у частников разговор пока не ведем: сначала надо получить результаты культурно-исторической экспертизы. Напомню, что в соответствии с федеральным законом собственник памятников обязан содержать их в том виде, в каком получил. Иначе государство имеет право изъять у него имущество через суд. К сожалению, не все это понимают. Но у нас серьезные намерения вернуть Билимбаю статус исторического места. Для этого мы пригласили туроператоров Свердловской области в рамках форума "Большой Урал", согласовали с сити-менеджером остановки туристических автобусов, отсыпали площадки. В сентябре организуем презентацию поселка на открытии Инновационно-культурного центра в Первоуральске. Также в планах - заключение соглашения между Первоуральским ГО и фондом "Строганофф", это позволит претендовать на гранты министерства культуры региона.

    Справка "РГ"

    Техплатформа "Строительство и архитектура" создана в 2014 году ради повышения конкурентоспособности отрасли и внедрения прорывных технологий на принципах ГЧП. Экспертная работа ведется по шести секциям: формирование списка наилучших доступных строительных технологий и стройматериалов, создание систем управления жизненным циклом зданий; ресурсоэффективность, безопасность и экология инженерно-строительных объектов; городские коммуникации; культурное наследие. Последнее направление включает в себя разработку технологий охраны исторических ландшафтов, комплексную культурную реабилитацию малых исторических городов, исключение избыточных административных процедур из законодательства об охране памятников, подготовку законопроекта о воссоздании культурного наследия за счет частных лиц.

    Поделиться