11.07.2016 07:26
Поделиться

Уральские производители цемента усилили научную базу

В строительной отрасли наметился спад, за которым закономерно следует снижение темпов в смежных отраслях, в том числе в производстве основного материала - цемента. В Свердловской области, по данным статистики, за пять месяцев 2016 года объем его выпуска упал на 6,9 процента. Удерживаться на плаву в таких условиях производителям непросто.

Масштаб мобильности

- У кого-то, может быть, и спад, а у нас подъем, - возражает директор Староцементного завода Эдуард Глызин.

ООО "Староцементный завод" (СЦЗ) - предприятие сравнительно небольшое: в месяц здесь производят порядка 50 тысяч тонн цемента. По силам ли тягаться с соседями, у которых объемы впятеро больше? Заметим, только в радиусе 500 километров от Екатеринбурга пять крупных цемзаводов, так что конкуренция на этом рынке довольно острая.

- Нам приходится считаться с наличием сильных конкурентов и делать упор не на массовость, а на качество продукта - в этом наше преимущество, - говорит Эдуард Глызин.

Один из основных видов продукции завода - строительный цемент. Заказчики - в основном крупные компании: застройщики, производители бетонов и растворов, железобетонных изделий, строительных смесей. То есть СЦЗ ориентируется не на перекупщиков, а на профессионалов отрасли, знающих толк в цементе. Им, в частности, не нужно объяснять, что означает тот факт, что это предприятие, единственное в регионе и одно из немногих в стране, освоило выпуск цемента марки 600.

- Цемент - основная составляющая нашей продукции. Если он не отвечает заявленным в паспорте характеристикам, бетон не будет схватываться либо набирать прочность, и тогда строителям придется его просто выбросить, либо, наоборот, гидратация произойдет слишком рано - еще в машине. Все это чревато серьезными убытками, не говоря уже о безопасности строительных объектов. Выявить фальсификат в нашем случае непросто. Мы постоянно берем пробы, отправляем их в аккредитованные лаборатории, но беда в том, что результаты приходят лишь через два месяца, - рассказывает заместитель генерального директора ООО "СМС" Иван Вахильчук. - Выход в том, чтобы работать только с проверенными поставщиками, которые прошли вместе с нами огонь и воду. В их числе Староцементный завод.

За счет чего СЦЗ удается "держать марку"?

- В значительной степени этому способствует относительно небольшой масштаб производства: оно не столь инерционно, как у крупнейших производителей. Реагируя на запросы рынка, оборудование можно легко и быстро перестроить на выпуск другого вида продукции либо оперативно в ходе производственного процесса изменить качественные показатели. Ведь именно качество продукции мы ставим во главу угла, - говорит главный инженер завода Юрий Оноприенко.

Цемент с заданными свойствами

Развитие строительных технологий формирует спрос на различные виды бетона, имеющие разные показатели по прочности, морозостойкости и другим характеристикам. В зависимости от того, где будет применяться бетон, необходимо подобрать оптимальную смесь для его производства, в состав которой входит цемент определенной марки, заполнитель, химические добавки.

Небольшой масштаб производства позволяет быстро перестраиваться на выпуск другого вида продукции либо оперативно в ходе производственного процесса менять качественные показатели

- Часто на производстве бетонных изделий, в строительстве из-за большой загруженности производственных лабораторий, а то и нехватки квалифицированных технологов просто не успевают отработать требуемый состав. Мы решили взять этот процесс на себя: руководство ООО "Староцементный завод" приняло решение создать независимую исследовательскую лабораторию, специалисты которой могут выехать на место и помочь подобрать состав для каждого конкретного потребителя и объекта, - рассказывает начальник лаборатории строительных материалов СЦЗ Ольга Миловидова.

Выпуск готовых строительных смесей завод освоил сравнительно недавно. На этом рынке немало производителей, в том числе и весьма известных. Однако все они зависимы от качества цемента: какой купили, с тем и вынуждены работать. В этом плане СЦЗ тоже имеет конкурентное преимущество, ведь может контролировать качество на всех этапах, начиная с производства цементного клинкера и до выпуска готовой продукции.

Модернизация не заканчивается

На качество работает и современное оборудование, закупленное заводом за последние годы. Так, в прошлом году введен в строй смесительный узел, который позволяет выпускать в месяц до 20 тысяч тонн тампонажных материалов. К слову, смеси для цементирования нефтяных и газовых скважин - один из важнейших и перспективных видов продукции Староцементного завода. Различные тампонажные цементы, в том числе марки G, и тампонажные материалы тоже производятся точечно - для конкретных заказчиков и под конкретные задачи. Потребители, в числе которых представители крупнейших добывающих компаний, такой подход давно оценили, ведь качество тампонажных материалов имеет огромное значение для дальнейшей успешной эксплуатации скважин.

В этом году на СЦЗ запустили шаровую мельницу мощностью 50 тонн в час. А недавно учредитель предприятия принял решение о начале строительства новой печи. Реализация этого проекта позволит увеличить объемы производства цемента до 100-120 тысяч тонн в месяц. Стройка стартует уже в этом году, и в 2018-м печь планируют запустить в работу.

Попутный продукт

Еще одно новое направление работы - выпуск дорожных смесей. СЦЗ освоил производство эффективного стабилизатора грунта на цементной основе, использование которого позволяет не только существенно продлить срок службы магистрали, но и удешевить ее строительство минимум на 30 процентов.

Дело в том, что по традиционной технологии асфальт укладывают на пять слоев различных материалов, формирующих дорожное основание. Инновация сухоложских цементников подразумевает укрепление грунта: его смешивают со стабилизатором, увлажняют и уплотняют. На эту основу укладывают щебеночное основание - и можно раскатывать асфальт. В результате существенно снижается потребность в щебне, кроме того, можно сэкономить на его доставке, ведь используется местный грунт.

В порядке эксперимента по такой технологии построили дороги и складские площадки на самом предприятии, провели работу по ремонту и строительству участков дорог в Сухоложском и Богдановичском городских округах. Нынешним летом заводчане планируют реконструировать по новой технологии небольшие отрезки еще в нескольких муниципалитетах региона, чтобы местные власти смогли оценить плюсы новшества.

- В России были попытки внедрить подобные подходы, но на основе импортных смесей. Рост курса доллара поставил крест на таких проектах. Мы же создали собственные "рецепты". Это не просто пример импортозамещения: мы разрабатываем разные составы смесей для разных видов местных грунтов, - говорит Эдуард Глызин. - Это действительно инновационная технология. Я надеюсь, что после испытаний она получит массовое распространение в Уральском регионе.