Половая принадлежность Билли не столь очевидна - то ли это слишком женственный мальчик, то ли чересчур мужественная девочка. Вилла Ван Петегемов находится на высоком холме, а внизу, на берегу моря живет пролетарская чета Брюфор - довольно пожилые отец и мать, целый выводок мальчишек и половозрелый старший сын Малют (Брандон Лавьевиль). Чета живет ловлей мидий и транспортировкой туристов через ручей, причем транспортируют их в основном не на лодках, а на руках.
В городке при этом происходят таинственные события - с начала курортного сезона исчезли несколько туристов. Деваться им в крошечном городке некуда, но расследование, которое ведут два комичных следователя - неправдоподобно толстый и вызывающе тонкий, - заходит в тупик, потому что следов пропавшие не оставили. Что неудивительно, потому что их трупы пустили в расход Брюфоры, промышляющие каннибализмом. И вот на фоне этой приморской пасторали происходит рождение чувств - нацепивший (или нацепившая?) парик Билли влюбляется в Малюта.
Если бы кто-то еще несколько лет назад предположил, что первым фильмом из конкурса последнего Каннского кинофестиваля, который доберется до российского проката, будет фильм Брюно Дюмона, то его вполне могли поднять на смех. Авторский стиль Дюмона включал в себя все то, что обычно называют "европейским артхаусом". Его медленные и тягучие картины, в которых персонажи предаются черной тоске и проживают беспросветные жизни. Зрителю, не закаленному фестивальными просмотрами, смотреть тяжело и физически, и психологически.
Но за короткое время со стилем Дюмона произошли метаморфозы. До 2014 года он снимал экзистенциальные драмы с налетом абсурдизма, и вдруг от его меланхолии не осталось следа. Два года назад он сделал для французов телесериал "Малыш Кенкен". Абсурда хватало и в нем, но главной сенсацией стал жанр "Кенкена" - комедия. Разухабистая, чуть ли не в духе эксцентричных картин Жака Тати.
"В тихом омуте" - продолжение линии, начатой "Малышом Кенкеном". Это комедия, причем временами уморительная. Но построенная на двух старых добрых приемах - банановой кожуре (персонажи при каждом удобном случае как-нибудь живописно падают) и вычурной манере актерской игры. И народные артисты Франции, и непрофессиональные актеры с таким энтузиазмом пучат глаза и говорят с такой аффектацией, что порой кажется, будто Дюмон подсмотрел кое-что у российского режиссера Сергея Овчарова - специалиста по комедийному лубку. По сравнению с прежними картинами Дюмона изменилась даже цветовая гамма. Тусклые серо-зеленые цвета сменили кадры, залитые ярко-желтым солнцем, в котором отражается синее море и белые одежды героев.
Главное не в том, что режиссер вроде бы сделал шаг навстречу зрителю. Ведь в яркую комедийную упаковку завернуто все то же кино Дюмона, что и раньше - автор изменил себя, не изменяя себе. Дюмон по-прежнему главный мизантроп и, пожалуй, даже антигуманист европейского кино. То, что история о каннибализме и болезненной страсти с нарушением половой идентификации преподнесена в форме абсурдистского фарса - лишь верхушка айсберга. Под комедийной обложкой Дюмон спрятал не что иное, как квинтэссенцию романов Эмиля Золя из цикла "Ругон-Маккары" - причем в паре моментов режиссер совсем уж недвусмысленно пародирует "Человека-зверя".
От Золя в фильме, в частности, социальный пласт, который Дюмон по своей традиции трактует по-своему. Оба представленных в фильме класса общества одинаково омерзительны. Аристократы все как один идиоты и практикуют инцест. Пролетарии не лучше - при удобном случае норовят оглушить человека веслом и приготовить на обед. Самым приличным человеком в этой картине оказывается толстый инспектор полиции. Но и тот, по правде говоря, совсем по-гоголевски "глуп, как сивый мерин".