Выпускники школ заинтересовались образованием в техникумах и колледжах

В этом году отмечается небывалый ажиотаж в техникумы и колледжи. От абитуриентов отбоя нет, некоторые среднеспециальные образовательные учреждения увеличивают набор на наиболее востребованные направления. В особом почете у молодежи авиастроительные техникумы (его выпускники прямиком идут на авиазавод), строительные и машиностроительные колледжи (там учат на механиков, сварщиков, монтажников). Выпускники уверены, что по их окончании без проблем найдут работу по специальности.

Налицо новая тенденция: если раньше в колледжи поступали те ученики, от кого отказывалась школа, то сейчас двоечников и неучей здесь нет.

Образовательные программы в промышленности для детей и подростков только начинают набирать популярность. Так, минпромторг в принятой Стратегии промышленной политики продвигает идею подготовки профессиональных кадров уже со школьной скамьи, которые были бы востребованы рынком. Ведь не секрет, что подростки плохо представляют содержание профессий, потребность в той или иной специальности, перспективы трудоустройства. По мнению помощника президента России Андрея Белоусова, вся система дополнительного образования должна быть нацелена на интересы ребенка, и акцент должен быть сделан на творческие виды деятельности, такие как конструирование, изобретательство, спорт высших достижений, которые поздно начинать в 17-18 лет, когда ребенок поступает в вуз. "Для того чтобы ребенок мог себя проявить, необходимо как минимум заинтересовать его, дать ему возможность проявить себя еще в школьном возрасте", - уверен Белоусов.

О совместной инициативе министерства образования и АСИ было объявлено еще в прошлом году на Петербургском международном экономическом форуме. Свою "Новую модель системы дополнительного образования детей" АСИ собиралось обкатать на четырех пилотных регионах, которые проявили интерес к этому проекту: Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Московская область и Алтайский край. Инициаторы проекта, по сути, предложили создать современные аналоги хорошо всем известных дворцов пионеров. По замыслу авторов, это должны быть новые опорные ресурсные центры, которые раскроют потенциал каждого ребенка. Организованы они будут по принципу индустриальных парков для малого и среднего бизнеса, где каждый кружок может быть создан, в том числе, отдельным предпринимателем. Предполагается, что в этих центрах для детей будут представлены программы отраслевой профориентации, образовательные программы, прививающие компетенции "завтрашнего дня", обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные программы. Каждый ребенок сможет почувствовать себя немного авиаконструктором, нефтяником, биотехнологом. Главной фишкой таких центров станут интерактивные музеи, где дети смогут "потрогать науку руками". "Сегодня все без исключения понимают важность ранней профориентации детей, - рассказал генеральный директор АСИ Андрей Никитин. - Очень важно, чтобы они могли как можно раньше решить, что им нравится, куда они хотят двигаться в своей жизни".

Выпускники уверены, что по окончании колледжа они без проблем найдут работу по специальности

Но пока это все в теории, на практике не все так радужно. Сегодня устроить подростка 14-15 лет на время летних каникул на работу крайне сложно. Это все равно что найти взрослому работу с окладом в один миллион рублей. С 14 лет ребенок получает паспорт и, казалось бы, ничто не запрещает ему временно трудоустроиться. Многие родители, думаю, согласятся, что очень важно именно в этом таком непростом подростковом возрасте дать ребенку возможность познать рабочие навыки и оценить первые заработанные деньги. Ведь многие ребята сегодня живут в виртуальном мире: зависают в соцсетях, встречаются не на детской площадке, а в онлайн-игре.

Однако на практике ни службы занятости, ни администрации регионов связываться с трудоустройством детей не горят желанием. Специальные программы по организации работы школьников в летнее время, которые еще кое-где сохранились с советских времен, сегодня сокращены до минимума и неспособны удовлетворять растущий спрос.

Зато в последние несколько лет появилось сразу несколько коммерческих проектов, где на деньги родителей могут в обстановке, приближенной к настоящей, показать ребенку, что такое работа. Один из первых таких детских городов возник с говорящим названием КидБург. Здесь дети могут попробовать свои силы сразу на нескольких станциях по интересам: ферма, пекарня, супермаркет, стройка и заработать местную валюту "профи". В этом городе ребенка можно оставить одного, дети сами быстро ориентируются, куда хотят попасть.

Также при поддержке АСИ начал работать город мастеров с трудно выговариваемым названием "Мастерславль". Здесь все по-взрослому. Своя валюта - золотой "талант", который можно потратить на любые цели, в том числе на развлечения. Есть и городские налоги, от которых освобождаются только те мастерславичи, которые не пожалели свои таланты на благотворительность. А главное, в каждом здании города можно найти мастерскую, где можно освоить элементарные навыки, к примеру, гончарного дела. Дети охотно идут работать за "таланты" пчеловодами и даже паркетчиками. Однако те, кому больше 13 лет, понимают, что уже переросли игры в "полицейских" и даже пасечников.

О том, что рынок перспективен, говорит приход в Россию в 2016 году мирового гиганта Кидзания, который является одним из самых быстрорастущих брендов игрового обучения в мире, объединяющий с учетом Москвы 21 парк в 18 странах.

Помимо грандиозных парков профессий на рынке появляются и другие проекты для детей. Например, город "Лего" или Детский центр научных открытий "ИнноПарк" - интерактивный музей науки.

Но все эти игры в работу по-взрослому больше подходят малышам, но не 14-летним подросткам, которым уже по силам попробовать себя в роли подмастерья, да и самим понять, кем они хотят стать. Но им не готовы даже при наличии паспорта дать в руки молоток или хотя бы метлу. И даже в школе мальчишки уже не выпиливают указки, а вместе с девочками вышивают гладью или крутят бумажки, осваивая модный квиллинг.