- Игорь Юрьевич, недавно Мособлдумой был принят закон о сокращении в следующем созыве числа получающих зарплату депутатов с 40 до 25 человек. Еще 25 парламентариев будут работать бесплатно. Это только для экономии бюджета?
Игорь Брынцалов: В целях экономии мы еще раньше сократили штат Мособлдумы на 35%, что позволило высвободить около 200 миллионов рублей. А увеличение числа депутатов, работающих на освобожденной основе, это еще и некая страховка от желающих попасть в Думу на зарплату и потом месяцами не появляться. Теперь зарплату будут получать председатель парламента, его заместители, руководители комитетов и фракций. То есть люди, которые формируют рабочую повестку и организуют работу комитетов.
- В пятом созыве таких было 18 человек. Остается еще 7 оплачиваемых рабочих мест. Как справедливо поделить их между рядовыми депутатами?
Игорь Брынцалов: Сначала места делятся между фракциями исходя из количества их представителей в Думе. Потом каждая фракция голосованием решает, кто у них наиболее достоин.
- А вам не кажется, что бесплатно депутат будет не работать, а отбывать свой срок?
Игорь Брынцалов: Я впервые избрался депутатом областной Думы в 1997 году. Тогда были только одномандатные выборы, депутаты вообще зарплат не просили, каждый где-то работал, а депутатская деятельность рассматривалась как ответственная общественная нагрузка. Поэтому все зависит от человека. Если у него есть ответственность перед людьми, которые его избрали, он будет защищать их интересы хоть с зарплатой, хоть без.
- К слову, об ответственности. Жизнь показывает, что у тех, кто избирается по одномандатным округам, ее всегда больше. Сейчас в Мособлдуме 25 депутатов-списочников и столько же одномандатников. Не думали о том, чтобы уменьшить количество первых в пользу вторых?
Игорь Брынцалов: Если совсем убрать списки, у партий теряется интерес к работе. Они же борются, строят организации на местах. Партийная работа - это стимул, особенно для провинции: ты можешь стать депутатом местного совета, главой поселения. Другое дело, что внутри партий должны присутствовать политическая культура и ответственность. Вот мы 22 мая провели праймериз и сформировали списки из его победителей. Там случайных людей нет. Кто активно работал с населением, те и победили. Сейчас есть идея сделать праймериз обязательным для всех партий, чтобы они в дальнейшем тоже проходили это внутреннее чистилище.
- Давайте поговорим о наиболее резонансных областных законах. Их, на мой взгляд, три, и первый - об отмене бесплатного проезда по Москве для пенсионеров.
Игорь Брынцалов: Монетизация транспортных льгот прошла во всех регионах ЦФО, кроме Москвы и Подмосковья, еще 10 лет назад. В одних областях льготники покупают билеты за полцены. В других есть лимитированные проездные - лежит, допустим, на карточке 350 рублей. Выбрал лимит за две недели - дальше оплачивай свои поездки сам. И это в границах своего региона. По соседнему ты можешь ездить только за деньги. А у нас 90% регулярных поездок по Москве совершают работающие пенсионеры. С психологической точки зрения несправедливо отменять льготу, которая уже была. А с экономической - разве правильно оплачивать проезд из бюджета трудоспособным людям? Президент страны не раз подчеркивал: нецелесообразно "размазывать" льготы на всех, поддержка должна быть адресной. Да, Москва оставила для своих жителей бесплатный проезд по области. Но у Москвы бюджет более 1,6 триллиона рублей, а у Подмосковья - 488 миллиардов по расходам. Мы на все виды льгот ежегодно тратим почти 60 миллиардов рублей, 25 из которых уходит на субсидии по оплате услуг ЖКХ. На закупку льготных лекарств за пять лет подняли расходы с 7 до 12,5 миллиарда рублей. На бесплатный проезд льготников по области тратим 16 миллиардов рублей. Более 120 тысяч пенсионеров получают доплату к пенсии до прожиточного минимума. С этого года ввели еще одну адресную доплату - 700 рублей ежемесячно одиноко проживающим пенсионерам старше 70 лет с доходами ниже двух прожиточных минимумов. Предусмотрели компенсацию на приобретение школьной формы и горячее питание для многодетных семей. Пенсионеров старше 70 лет освободили от взносов на капремонт на 50%, старше 80 - полностью. С 1 сентября увеличиваем зарплату учителям и врачам.
- Еще один знаковый закон - это отмена прямых выборов глав. Почему вы лишили народ права избирать главу напрямую?
Игорь Брынцалов: Потому что в некоторых районах главы под каждый выборный срок меняли устав. Сегодня глава имеет хорошие рейтинги и избирается прямым голосованием. Через пять лет его авторитет упал, он пересматривает устав и выдвигается из состава совета депутатов. Еще через пять лет разругался с депутатами и снова меняет устав на прямые выборы. Каждое изменение в уставе нужно регистрировать в минюсте. И вот минюст нам сигналит: прекратите эту карусель с уставами! Поэтому мы сказали: давайте все избираться по одному принципу. Выдвижением из советов. Чтобы глава понимал, что ему нужен сильный и работоспособный совет депутатов. Считаете, демократии мало? Так демократия прежде всего должна определяться не порядком выборов, а доступностью избранной власти, ее желанием решать проблемы избирателей. Если у вас в доме крыша течет, во дворе свалка, а очередь в детский сад подойдет, когда ребенок школу закончит, - поверьте, вам будет абсолютно неинтересно, как именно избирался глава. Ну и, конечно, нужен постоянный спрос с каждого руководителя, чтобы проблемы не накапливались, а решались.
- И третий закон - об общественном обсуждении госзакупок. Непрозрачность закупок - тема, по которой Подмосковье нередко подвергалось критике ОНФ. У жителей области появилось право влиять на закупки?
Игорь Брынцалов: Процесс госзакупок в Подмосковье вообще прошел серьезную реорганизацию. Раньше нормальным считалось, когда на торги выходили два участника. Сейчас выходят четыре-пять. Это уже дало областному бюджету 17 миллиардов рублей годовой экономии. Теперь мы вышли на следующий уровень: лоты стоимостью от 500 миллионов до миллиарда рублей проходят общественные обсуждения, на которые приглашаются и представители ОНФ, и общественные организации. И им чиновники уже объясняют - что, в каких количествах и почему именно им нужно приобрести. Участники общественных обсуждений могут сказать: вот этот поставщик недобросовестный, за ним уже стоит неисполненное обязательство. Общественники могут заставить власти и пересмотреть контракт, если посчитают, что в него заложены избыточные товары и услуги. Без общественных обсуждений госзакупки в Подмосковье больше не утверждаются.
- За пять лет работы этого созыва Мособлдумы вы направили в федеральные органы власти 28 законодательных инициатив. Из них президентом подписаны только две: об увеличении числа мировых судей и добровольном оформлении универсальной электронной карты. Остальные ваши инициативы были отклонены. Почему, как вы думаете, федералы так редко прислушиваются к регионам?
Игорь Брынцалов: Потому, наверное, что любая региональная инициатива сформирована прежде всего в интересах одного региона. Они у всех разные. А Государственной Думе надо принимать законы в интересах всей страны. Но вы не правы: не все наши инициативы отклонены. 13 из них пока находятся на рассмотрении в профильных комитетах Госдумы. Например, о запрете на выдачу кредитов физическим лицам в иностранной валюте и обязательной реструктуризации уже выданных валютных кредитах. Или об ужесточении ответственности за ложные вызовы спецслужб - "скорой помощи", пожарных, полиции. Сейчас это карается штрафом до 1,5 тысячи рублей, а мы предлагаем повысить штрафы вдвое и ввести обязательные работы на срок до 100 часов. Находятся в Госдуме и наши инициативы об обязательном лицензировании пиротехнических изделий, о надзорных каникулах для малого бизнеса и единой ставке сельскохозяйственного налога.
- А есть ли в Подмосковье эксклюзивные законы, которых нет больше нигде?
Игорь Брынцалов: Законодательная база регионов в основном дублирует федеральную, поэтому говорить об эксклюзивности не совсем корректно. Но у нас есть законы, для знакомства с которыми к нам едут из других регионов. Например, закон о благоустройстве. По этому закону каждый подмосковный двор должен иметь зеленые насаждения, освещение, контейнерную площадку, парковочные места, детские игровые зоны. А главы каждого муниципалитета обязаны приводить к этим стандартам ежегодно не менее 10% дворов. За консультацией, как создать подобный закон у себя, к нам уже обращались Ленинградская, Ярославская Тверская области и Крым.