Напомним, разбирательство касается участка по адресу Чаплыгина, 54. На месте ветхого деревянного здания, где раньше располагался кожно-венерологический диспансер, было решено построить шикарный 4-5-звездочный отель. Этот проект появился еще в 2005 году, когда было подписано соглашение о инвестиционном партнерстве региона и компании "Русские отели". Но время шло, к 2009-ому году деревянную постройку начала 20-го века снесли, а вот строительство нового объекта продвигалось крайне медленно. Договор о партнерстве был расторгнут, и встал вопрос о продаже участка в частные руки, которые бы взялись за дело с усердием. И взгляды на процедуру передачи земли у Толоконского, который тогда занимал кресло губернатора Новосибирской области, и его первого заместителя Василия Юрченко не совпадали.
- Идея построить на этом месте гостиницу появилась у меня еще в 90-е, когда я работал мэром Новосибирка, - пояснил в суде Виктор Толоконский. - Однако и тогда, и позже, в начале 2000-х, ситуация была такова, что крупные инвесторы не желали вкладываться в масштабные проекты. У нас строились небольшие отели, но возведение крупной комфортабельной гостиницы требует миллиардных вложений.
В то же время, по словам главы Красноярского края, подходящие места были и в центре города, и у набережной Оби. Шла реконструкция нескольких гостиниц, оставшихся еще с советских времен, но Новосибирск нуждался в новых, современных отелях для концентрации бизнес сообщества, проведения научных форумов и так далее. Поэтому, когда в 2005 году появился инвестор, готовый заниматься строительством крупного комплекса на Чаплыгина, эту идею поддержали все.
Но когда инвест-договор был расторгнут и землю решили продать, первый заместитель губернатора Василий Юрченко стал настаивать на адресной продаже конкретной организации, ООО "Тактика", принадлежащему к "Русским отелям".
- Ко мне в кабинет пришел начальник департамента имущественных и земельных отношений (ДИЗО) Новосибирской области Олег Галлямов и рассказал, что считает целесообразным продать этот участок для дальнейшей постройки там отеля на открытом аукционе. Только так можно было бы обеспечить наиболее выгодную для регионального бюджета сделку. Он сказал, что, по оценкам, земля стоила 41 миллион рублей. В то же время, по словам Галлямова, мой первый заместитель Юрченко тогда настаивал на прямой продаже участка. Я понимал, что нужно было проводить открытые торги, нажал на селекторе кнопку и сказал Василию Алексеевичу: давайте не будем спорить, нужен аукцион, - вспоминал на суде Виктор Толоконский события конца 2009-го года.
Он убежден, что пока оставался в кресле новосибирского губернатора, его подчиненные действовали согласно этому распоряжению. Юрченко в свою очередь он характеризовал как исполнительного, ответственного работника. И признался, что был очень удивлен, когда уже будучи полпредом президента по Сибирскому Федеральному округу, узнал о продаже участка на Чаплыгина за сумму почти в два раза меньшую, чем называл ему в свое время Галлямов. С этой информацией и просьбой проверить соблюдение законности при сделке Толоконский обратился в прокуратуру. Теперь в материалах следствия сказано, что еще будучи первым замом главы региона, Юрченко распорядился продать участок все тому же ООО "Тактика". Без всяких аукционов, по цене менее 20 миллионов рублей.
Однако его защита настаивает на том, что никакой юридической силы такое указание, даже если оно существовало, не имеет. Принятие решение о форме продажи участка так или иначе - ответственность ДИЗО и его тогдашнего руководителя Олега Галлямова. А мнение Юрченко носило не более чем рекомендательный характер, формально ни министерства, ни ДИЗО ему не подчинялись. Это, отвечая на вопросы адвокатов обвиняемого, подтвердил и Виктор Толоконский. Были ли какие-либо угрозы со стороны его первого зама в адрес Галлямова? На этот вопрос красноярский губернатор однозначно ответить не смог.
- О чем они разговаривали с Юрченко, в какой форме у них был диалог - я не знаю, со свечкой не стоял. Галлямов не говорил об угрозе жизни или чем-то подобном, но по его словам, Юрченко, обладая статусом первого заместителя губернатора, требовал согласовать прямую продажу участка, - подчеркнул свидетель Толоконский, добавив, что, по его убеждению, цена на тот или иной объект должна формироваться на рыночных условиях, а не по распоряжению какой-либо организации.
Это были тактические, локальные разногласия с первым заместителем, в то же время вся команда Виктора Толоконского работала на то, чтобы на месте снесенного кожвендиспансера стоял именно отель. Правда, кто бы мог ограничить в правах на постройку, скажем, торгового центра владельца земли, купившего ее с открытых торгов, - этот вопрос пока так и остался без четкого ответа.