Отметим, сейчас право на такой способ контроля имеют только правоохранительные органы и силовые ведомства. Ранее Роспотребнадзор предложил внедрить в России такой вид проверок бизнеса в виде контрольной закупки. По словам руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой, для того чтобы посмотреть качественная или некачественная продукция, сегодня Роспотребнадзору необходимо оформить распоряжение на проверку того или иного объекта или субъекта надзора и проверять весь магазин.
-Новый же вид проверок-это надзор за конкретной продукцией в обороте, а не за всем магазином,-поясняет Анна Попова.
Сейчас российское законодательство позволяет осуществлять контрольные закупки только сотрудникам силовых ведомств в рамках оперативных мероприятий. Это часто применяется полицейскими для выявления и задержания с поличным, к примеру торговцев наркотиками или оружием. Также силовики могут проверить, будут ли продавать алкоголь лицам младше 18 лет, идет ли торговля спиртным после 22.00 и так далее. То есть всего того, что является серьезным административным правонарушением. А вот продукция с истекшим сроком годности, несоответствие цен и другие нарушения правил торговли, ценообразования и оборота наличности могут быть выявлены только в ходе плановых проверок или реагирования на обращение граждан.
Отметим, что метод контрольной закупки во многом похож на "тайного покупателя"- такой подход используют коммерческие структуры для выявления недочетов в обслуживании клиентов и изучения спроса на товар. Иногда подставного покупателя засылают конкуренты, чтобы выявить недочеты и слабые места у конкурирующей фирмы.
По мнению разработчиков поправок, надзорные органы с помощью контрольной закупки получат возможность оперативно выявлять и устранять нарушения в торговле. Ведь провести закупку гораздо проще, чем организовывать обычную проверку. К тому же выявленные нарушения будут не теоретическими, а практическими, что не позволит нерадивому предпринимателю избежать ответственности.
Владелец одной из торговых сетей в Архангельске Андрей Болдырев утверждает: штрафы и административные барьеры и так процветают в торговле, а с новыми правилами их будет еще больше.
-Да, сейчас на сайте Роспотребнадзора есть расписание проверок и к ним можно подготовиться, - говорит Болдырев.-Но как подготовиться к тому, что, допустим, на товар, купленный в моей сетке, поступила жалоба и надзорные органы пришли проверять? После выхода одного популярного шоу про магазины сейчас практически каждый знает, что как должно быть. Раньше только жалобную книгу просили, а сейчас сразу пишут обращения в прокуратуру, полицию, Роспотребнадзор. Поэтому стараемся содержать торговое хозяйство в порядке. Но если теперь еще и "тайные покупатели" от надзорных органов пойдут, то тогда совсем некогда работать станет-все силы уйдут на исправление недочетов и инструктаж сотрудников.
Более всего предстоящими контрольными закупками обеспокоены представители торговли и сферы услуг. До этого у них была возможность подготовиться, сейчас же проблемы придется решать оперативно, повышать уровень и качество сервиса, нести больше ответственности за предлагаемые товары и услуги.
Анна Вовк, член Торгово-промышленной палаты РФ:
-Речь идет о двух разных целях. Дело в том, что сами бизнесмены, которые сейчас заказывают "тайных покупателей" для своих магазинов, делают это, чтобы понять уровень сервиса и проблематику своей кампании. В этом случае метод один из самых эффективных. Но для чего это будут использовать надзирающие органы? Вряд ли, чтобы помочь бизнесменам оптимизировать их менеджмент. Здесь есть опасный момент для того, чтобы иметь дополнительный повод взимания штрафов. Так можно окончательно замучить ритейлеров доп-расходами.
Штраф и приостановление деятельности еще не шли на пользу ни одному бизнесу. Кроме того, есть опасность, что такие методы могут привести к недобросовестной конкуренции.
Сейчас контрольные закупки осуществляют силовые ведомства. Да, у них есть серьезные рычаги, но это довольно закрытые структуры, доступ к которым ограничен. С расширением списка ведомств, осуществляющих контрольные закупки, главное-не допустить лазеек, когда с ними можно будет "договориться" и организовать "наезд" на конкурента.