Она должна была за несколько дней пребывания в Пальмире оценить размеры необходимой срочной помощи Сирии и подготовить материалы для подписания российско-сирийского соглашения о широком сотрудничестве в сфере археологии. О том, что написано в отчетах участников научной экспедиции, РГ рассказывает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Экспедиция вновь оценила уровень разрушений. "Он не очень высокий, но болезненный, - говорит Михаил Пиотровский, опираясь на отчет участника экспедиции, сотрудника Эрмитажа Сергея Львовича Соловьева. - Потому что разрушение коснулось самых уникальных мест Пальмиры". Ученые осмотрели ставший главной целью боевиков очень сильно разрушенный храм Бэла и пришли к выводу, что его будет трудно восстанавливать, и перед восстановлением нужны расчистки. Они осмотрели также небольшой храм Баалшамина, который, по их мнению, может быть восстановлен. Еще одним объектом пристального научного внимания стала Триумфальная арка, которую тоже можно воссоздать. При этом никто не собирается включать в реставрацию новодел, речь идет прежде всего о том, чтобы поставить на место все, что упало. Российские ученые пришли к выводу, что можно "склеить" и развалившуюся от взрыва колонну Зенобии.
Самое болезненное впечатление произвели сильно разрушенные погребальные башни, в которых погибли фрески.
Условий для воссоздания всего намеченного к восстановлению, по словам Михаила Пиотровского, три - мирная ситуация, определенные финансовые затраты и наличие техники. Кроме памятников в Пальмире также очень важно восстановить музей, считает он. Его воссоздание станет символом возрождения. Тем более что 70 процентов прежней коллекции музея увезено в Дамаск.
Идеи восстановления памятников Пальмиры будут представлены на открывающемся завтра российско-германском "Петербургском диалоге", в котором примет участие руководитель только что закончившейся экспедиции в Пальмиру, директор музея Востока Александр Всеволодович Седов. На форуме будут обсуждаться возможные международные усилия по восстановлению города.
Лагеря российских саперов в Пальмире больше нет. Их присутствие, сопровождавшееся воплями "в Пальмире возникает русская база!" , закончилось, как только древний город разминировали. Теперь пришло время определяться, где будут располагаться археологические экспедиции и центры. И на повестке дня - огромное соглашение с сирийским правительством и работа в составе команды ЮНЕСКО по восстановлению древнего города.
Правда, сейчас в Пальмире небезопасно. В этой области начались попытки нового наступления. И вертолет, который сбит около Пальмиры, - подтверждение этой небезопасности. "Но мы надеемся, что вскоре научные и реставрационные экспедиции все-таки станут безопасными", - подчеркивает Михаил Пиотровский.