13.07.2016 20:06
    Поделиться

    Группа Black Sabbath дала свой последний концерт в Москве

    Прощальное шоу Black Sabbath в Олимпийском в рамках тура The End знаменует уход с рок-сцены одной из последних звезд 60-х .

    Black Sabbath мы любим (пока идет тур, будем говорить о группе все же в настоящем времени) в том числе и за то, что, возникнув в конце 60-х, в эпоху, когда еще жили The Beatles, The Doors, Cream, Led Zeppelin, эти музыканты донесли до наших дней отголоски той музыки, индивидуальной по каждому звуку, не слитой на компьютере в один аудиопоток, не вставшей еще на конвейер. Тони и его команда вытряхнули из блюз-рока 60-х романтическую суету и вздохи о любви, поставили его на обе ноги на грешную неприветливую землю и пустили по ней тяжелой походкой. Походку - гитарно-барабанную, навязчивую (эти проигрыши поешь про себя днями, не замечая) - подхватил за ними весь рок-мир.

    Вот фирменное, многолетнее начало концертов группы - песня Black Sabbath: фирменный звук гитары Тони, им когда-то придуманный (инструмент настроен на несколько тонов ниже принятого, что придает звучанию глубины, "веса"), никакого темпа, обычно заводящего зал на старте шоу, все очень мрачно, медленно, тяжело. Ударник лупит по барабану с огромным желанием расколотить его прямо на сцене, мистер Осборн привычно повис на микрофоне, ухватив его обеими руками. А вот и темп - Fairies Wear Boots. Ничего кроме гитар, бас спорит в скорости и сложности набора нот с соло (на экране иной раз показывают летающие над декой бас-гитары пальцы Гизера Батлера). Оззи на первый план не выходит, голос (который у него, удивительное дело, ничуть не слабее былого, неумеренное курение добавило хрипотцы) сдерживает, наверное, бережет силы.

    After Forever во всей красе показало мистера Айомми как гениального сочинителя и исполнителя гитарных риффов - коротких мелодических фраз, основы аккомпанемента в рок-песне ("ни один чувак на планете не сочиняет такие риффы. Тони тут самый крутой", - говорит про товарища Осборн). Риффы Айомми - как рифы. Длинные, острые, торчащие из песни остриями, пока вещь звучит, ты на эти риффы постоянно ухом натыкаешься. В некоторых песнях вроде Iron Man - самой, наверное, знаменитой у группы - этот проигрыш просто стал запевом . И стадион его вслед за Оззи с удовольствием повторял. Тони все шоу излучал спокойствие, иногда выходя к рампе, - конечно, тоже сберегая силы (у него - лимфома) для работы на струнах.

    В "Олимпийском" в этот вечер шел не только рок-концерт. Иногда ты ощущал себя на анимационном шоу в стиле новейших программ - обработчиков изображений в планшетах и смартфонах - только с тяжелой музыкой. На сцену, кроме тех, кто стоял с ней рядом (то есть не стоял, конечно, а прыгал в ритм), мало кто в зале смотрел - главное действо для всего стадиона происходило на экране-заднике. Там горел электронный огонь, бурлила оранжевая лава, штормил океан, бродили монстры - и, конечно, проецировалось в многократном увеличении происходящее на сцене. Эта картинка под рукой оператора за пультом вдруг теряла резкость, фигуры музыкантов на ней начинали менять цвет и объем, сливаться с другими, образовывать новые фигуры. Музыканты же при этом спокойно играли и пели. Логика режиссеров была понятна: когда людям под 70 - пусть за них поработает электроника.

    Иногда картинка замирала - и на зрителя с экрана смотрел и при этом пел ужасный "вампир" (огромные подведенные глаза, темные волосы, обрамляющие выбеленное лицо, - ужас!) Оззи Осборн, и два больших барабана-тома за его спиной смотрелись как ярко-красные демонские крылья. И мы вслед за ним и по его команде выпевали могучие эпики War Pigs, Iron Man, наконец, на бис - трехминутный супербоевик Paranoid: в сет-лист концерта были включены лишь лучшие песни 70-х.

    ...Здоровье, возраст, усталость, другой бизнес (у Оззи, скажем, "простаивает" сейчас его собственная группа) - много было мотивов и причин у тройки музыкантов из исконного состава Black Sabbath, чтоб принять решение покончить с ней. Пару лет назад был выпущен достойный славной истории BS альбом "13", получивший Грэмми, уже в этом году вышел в свет The End, частично с новыми песнями, частично собранный из старого материала. У Тони Айомми, много лет не дававшего нам забыть о группе, выступавшего с ней в разных составах, уже, видно, нет сил заниматься этой работой.

    Групп из 60-х на мировой сцене уже не осталось, отдельные музыканты из названных выше групп - скажем, основатель Cream Эрик Клэптон, вокалист Led Zeppelin Роберт Плант - продолжают изредка выступать. Вернется ли в строй Иан Пейс, ударник Deep Purple, только что перенесший микроинсульт - и выйдут ли "темно-пурпурные" снова на сцену? Поживем-увидим - а пока пришла пора Black Sabbath.

    Поделиться