Предприятие, производящее необычные летательные аппараты, расположилось на севере столицы, всего в нескольких километрах от МКАД. Корреспондента "РГ" пригласили в цех готовой продукции аэростатических аппаратов. Это огромный ангар, где представлены в собранном виде последние новинки экзотической техники. В этот момент представители коммерческой фирмы там тестировали модель ПА-60 (привязной аэростат). Нам рассказали, что коммерсанты заключили контракт с Национальной гвардией, по которому в ближайшее время передадут силовикам 4 аэростата.
По словам главного конструктора по воздухоплавательной тематике ОПК Вячеслава Котлярова, ПА-60 - самый популярный на данный момент аэростат. "Он может работать на высоте 300-350 метров, поднимать груз весом до 20 кг, находиться в воздухе до 10 суток", - рассказал он "РГ".
Как удалось выяснить, Нацгвардия будет использовать аэростаты в основном на крупных массовых мероприятиях. Аэростат поднимет несколько камер наблюдения на заданную высоту, откуда начнет передавать онлайн-картинку на пульт управления. Благодаря этому оператор сможет быстро послать патрульных, к примеру, на место замеченной с аэростата драки. При дальнозоркой видеотехнике, подвешенной к воздухоплавательному аппарату, можно будет оперативно раскрывать даже кражи в толпе.
Кроме того, как рассказали "РГ" на предприятии, с помощью аэростата и программы распознавания лиц можно с воздуха в массе людей обнаружить тех, кто находится в разыскных базах силовиков. Тем самым предотвратить теракт или поймать скрывающегося от правосудия преступника.
Кроме ПА-60 в ангаре были представлены и перспективные новинки, приобрести которые пока еще нельзя. В частности, многоцелевой мобильный аэростатный комплекс "Пересвет", в настоящее время проходящий в Вольске госиспытания, которые завершатся уже к сентябрю. Кстати, у военных аэростат называется менее романтично - "ОКР Мультипликация". Это привязной летательный аппарат размером 32 метра в длину и 13 метров в диаметре, на кабель-тросе, способный подниматься на высоту до 3,5 км с нагрузкой весом до 300 кг. Примерная стоимость одного "Пересвета", как удалось выяснить "РГ", - 10 млн рублей. При этом конкретных заказов от минобороны пока на аэростаты не поступало. Военные приглядываются и размышляют, как можно использовать эти аппараты для своих нужд. Вот и на днях в Долгопрудненское КБ приезжали из Генштаба. К слову, в нынешней госпрограмме вооружения эксплуатация воздухоплавательных аппаратов предусмотрена.
Разработчики поясняют, что дирижабли и аэростаты могут пригодиться военным для организации сверхдальней радиосвязи, загоризонтной радиолокации, а также в интересах координации действий Воздушно-космических сил. Кроме того, аэростатические аппараты способны обеспечить проведение разведопераций, наблюдение за морскими, сухопутными воздушными границами, мониторинг труднодоступных мест и обнаружение случаев незаконного проникновения. А еще аэростаты можно использовать для освещения объектов в ночное время, поисково-спасательных операций и контроля строительства.
Кстати, пока военные думают, полиция уже активно использует аэростаты. Один из ПА-60 был несколько лет назад куплен МВД Адыгеи, где по такому случаю даже создали авиационный отряд. Теперь соблюдение ПДД на адыгейских дорогах контролируют не только системы видеофиксации, размещенные на столбах и в автомобилях ДПС, но и "воздушная инспекция". С начала 2016 года с помощью аэростата госавтоинспекторами задокументировано 150 нарушений Правил дорожного движения. В основном, это выезд на полосу встречного движения, но в перспективе планируется с воздуха также отслеживать скоростной режим, обещают адыгейские полицейские.
В период, когда все популярнее становятся беспилотники, корреспондент "РГ" не мог не задать вопрос, в чем преимущество аэростатов перед современными дронами. "Главный плюс - это, конечно, время использования, - ответил Вячеслав Котляров. - Ведь период работы беспилотника - всего несколько часов, и его необходимо возвращать на землю. Аэростат же может обеспечить круглосуточную бесперебойную передачу сигнала из необходимого района в течение нескольких недель".
Первые аэростаты, воздушные шары и дирижабли начали использоваться военными еще до начала Первой мировой войны. Поршневая авиация к тому моменту еще только зарождалась - низкая скорость, минимальная дальность полета и минимальная полезная нагрузка, поэтому желание прикрепить к аэростатам оружие было вполне понятным.
К 1908 году Российская империя прочно удерживала пальму первенства по размеру воздухоплавательного флота, однако применялся он преимущественно в разведывательных и транспортировочных целях. А вот германская армия создала из дирижаблей бомбардировщики, которые исполняли роль стратегической авиации и были способны уничтожать важные объекты врага, находившиеся далеко за линией фронта.
США ведут разработку беспилотных дирижаблей LEMV, Mid Altitude Airships SA 90, STS111, Polar 400 Airship, которые должны быть использованы для наблюдения за портами и приграничными территориями.
Французские воздухоплаватели запускают вторую модификацию дирижабля Alizе, который управляется дистанционно, и на нем предполагается обучать потенциальных наземных пилотов, а также использовать в качестве рекламоносителя.
Английский дирижабль GA-22, оснащенный различным разведывательным оборудованием, предполагается использовать в качестве беспилотного летательного аппарата для обеспечения безопасности важных объектов, наблюдения за местностью, охраны границ.