13.07.2016 21:30
    Поделиться

    Владимир Соловьев: Семейное насилие - вопрос общей культуры общества

    "Закон о запрете воспитания", как его окрестили в народе, ужесточающий ответственность за семейное насилие, был подписан президентом. Однако родители, представители РПЦ и некоторые депутаты выступили против, назвав нововведения "охотой за добросовестными родителями", которые теперь рискуют сесть в тюрьму на два года за простой подзатыльник.

    Новый пакет законов декриминализирует две статьи УК РФ - побои и невыплату алиментов, которые теперь становятся административными правонарушениями и одновременно ужесточает ответственность за побои, если они нанесены близкими родственниками - супругами, родителями, детьми, опекунами, братьями, сестрами.

    По мнению членов Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства, данная норма "не имеет нравственных оправданий и юридических оснований", противоречит "здравой государственной семейной политике" и не учитывает семейные и нравственные ценности нашего общества. Дети должны быть защищены от любых проявлений насилия, но нет оснований "приравнивать к таким преступным посягательствам разумное и умеренное применение любящими родителями в воспитании ребенка физических наказаний".

    А родители, вспомнив "страшилки" про ювенальную юстицию, когда ребенка могли забрать из семьи за просроченный кефир для оладий в холодильнике, теперь опасаются получить реальный уголовный срок за случайный подзатыльник. "Получается, что родителям нельзя наказывать своих детей, а другим лицам - учителям в школах, воспитателям в детских домах - можно", - говорится в обращении Ассоциации родительских комитетов к президенту.

    - Воспитывать надо не наказаниями, а собственным примером, - говорит многодетный отец, телеведущий Владимир Соловьев. - Бывают случаи, когда кому-то из детей приходится делать даже не замечание, а скорее уточнение их позиций. Но я даже голос сильно не повышаю, а рукоприкладство считаю вообще недопустимым. Детей любить надо, тогда и подобных вопросов возникать не будет.

    Но при этом Владимир Соловьев признается, что иногда и у него возникает желание дать подзатыльник, особенно когда дети входят в сложный период, но до реальных действий дело не доходит.

    - Дети ничего не делают просто так, - объясняет он. - Если ребенок плачет или ведет себя не так, надо разобраться в причинах. Может, что-то болит, или родители не выслушали, не поняли. И не стоит ссылаться на то, что телесные наказания - это якобы часть нашей культуры. Розгами уже давно никого не порют, да и линейкой по пальцам - тоже осталось только в литературных произведениях или в интернет-историях, которые по большей части выдуманные.

    А вот то, что закон строг только к ближайшим родственникам, а все остальные могут делать, что хотят, телеведущий называет глупостью. Когда детям наносят увечья, неважно, кто это делает, родственник или нет, этого человека нужно отправлять в тюрьму.

    - У нас ведь и раньше применение физического насилия было уголовно наказуемым, - говорит многодетная мама, адвокат Людмила Айвар. - Но это не спасало от насилия в семье. И те же родительские организации, и представители Церкви буквально кричали о том, что нужно защитить детей от побоев и спасти жен от жестоких мужей. Законодатели ужесточили ответственность за семейное насилие. Пожалуйста, защищайтесь. Однако общественность восприняла это как вмешательство в частное семейное пространство.

    Но остается вопрос, как это будет работать. Не сведется ли все к палочно-отчетной системе, когда ответственные органы будут стремиться отчитаться о количестве возбужденных уголовных дел и наказанных лиц.

    - Забрать ребенка из семьи можно под любым предлогом, - предупреждает Владимир Соловьев, - а куда он попадет потом? В детский дом? К таким вопросам нужно относиться чрезвычайно внимательно. Это как между Сциллой и Харибдой - хочется решить все проблемы новым законодательным актом, а получается, что он ничего не решает, а только усложняет.

    В сердцах шлепнул ребенка, публично унизил или дискредитировал - все это подпадает под признаки преступления, предупреждает Людмила Айвар.

    - Кроме побоев есть и другие виды физического насилия, которые тоже квалифицируются Уголовным кодексом, и там нет разделения на членов семьи или не членов семьи, наказание для всех одинаковое, - объясняет она. - А когда одним уголовное наказание, а другим - административное, в этом есть определенная дискриминация и отступление от принципа равенства всех перед законом.

    Прежде чем так сурово наказывать родителей, по словам адвоката, нужно сначала качественно заняться профилактикой.

    - Меры, направленные на защиту семьи, кажутся мне правильными, но все должно быть в рамках разумного, - подытожила она.

    - Эта мера не предотвратит насилия в семье, скорее пострадают добросовестные родители, - не соглашается Владимир Соловьев. - У нас есть понятия "побои" и "нанесение телесных повреждений" - этого достаточно. А придумывать отдельные наказания для родителей - бесполезно и не нужно. Семейное насилие - это не вопрос недостатка законов, скорее вопрос общей культуры общества, неравнодушия, доступных телефонов доверия.

    Поделиться