14.07.2016 11:50

Астрономы впервые засняли "космический снегопад"

Международная группа астрофизиков при помощи телескопа ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) впервые с высоким разрешением провела наблюдения "линии водяного снега" внутри протопланетного диска, сообщается на официальном сайте Европейской южной обсерватории (ESO).

С полной версией отчета об исследовании можно ознакомиться в научном журнале Nature. Сообщается, что обнаруженная линия отмечает уровень, где температура окружающего молодую звезду диска опускается так, что появляется снег. Явление это астрофизики называют обычным, однако возможность заснять ее появилась у них впервые. Помогла звездная вспышка. Как сообщает ESO, резкий рост яркости молодой звезды V883 Ориона разогрел внутреннюю часть диска. В результате "линия снега" передвинулась существенно дальше своего нормального положения в окрестности протозвезды.

"Звезда V883 Orionis оказалась необычной, - говорится в релизе. - Резкий рост ее яркости заставил линию водяного снега сдвинуться до расстояния примерно в 40 а.е. (около 6 миллиардов километров, что соответствует размеру орбиты карликовой планеты Плутон в нашей Солнечной системе). Этот огромный сдвиг в сочетании с рекордным разрешением телескопа ALMA при наблюдениях с длинной базой позволил впервые выполнить наблюдения линии водяного снега в протопланетном диске".

По мнению ученых, данная вспышка является примером того, что происходит, когда большие массы вещества диска выпадают на поверхность молодой звезды. Масса V883 Orionis всего на 30 процентов превышает массу Солнца. Однако вспышка сделала ее в 400 раз ярче и гораздо горячее нашей звезды, отмечают исследователи.