Новости

14.07.2016 20:26
Рубрика: Власть

Бомбить пожары будет Ил

Альтернативы применения пожарной авиации нет и не предвидится
Трагедия, произошедшая в Иркутской области с самолетом Ил-76 МЧС России, не только подтвердила, что профессия спасателя остается одной из самых опасных в мире, но и поставила ряд вопросов. Извлечем ли мы уроки из этой авиакатастрофы, и если да, то какие, и станет ли это трагическое событие поводом для дальнейшего развития пожарных технологий?
Применение самолетов в труднодоступных местах является зачастую единственным способом спасения. Фото: Виталий Белоусов/ РИА Новости Применение самолетов в труднодоступных местах является зачастую единственным способом спасения. Фото: Виталий Белоусов/ РИА Новости
Применение самолетов в труднодоступных местах является зачастую единственным способом спасения. Фото: Виталий Белоусов/ РИА Новости

Обо всем этом корреспонденту "РГ" рассказали директор Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России Михаил Фалеев и исполняющий обязанности начальника знаменитого Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России Александр Матюшин.

Александр Васильевич, десять пилотов погибли, и министр охарактеризовал эту потерю как очень тяжелую для всей команды МЧС. Но пожары продолжаются и, к сожалению, колоссальные риски повторения трагедии остаются. Как можно облегчить труд авиаторов? Закупить передовую технику за рубежом или, скажем, перенять новейшие западные технологии, если таковые есть? Ведь это не тот случай, когда надо экономить и стесняться перенимать чужой опыт. Жизни людей дороже.

Александр Матюшин: Никто не говорит об экономии. А если речь об универсальных технологиях, в том числе в области борьбы с лесными пожарами, ведь мы говорим сегодня именно об этом сегменте спасательных операций, так вот, нет сейчас такой, образно говоря, универсальной таблетки, которая решила бы эту проблему.

Проблема ликвидации природных пожаров не является внутренней проблемой только России. Горят леса по всему миру и во всем мире пожары, особенно масштабные и в труднодоступных местах, тушат с помощью авиации.

Наша газета в одном из недавних номеров написала об уникальной разработке - бомбе АСП-500. С ее помощью можно тушить лесные пожары эффективнее, чем с помощью сброса воды. Вы согласны?

Александр Матюшин:
Применение АСП-500 с разной периодичностью вспоминается в прессе с 90-х годов прошлого века. Но дело даже не в бомбах и не в других каких-то изобретениях. Бомбу ведь тоже надо сбросить с самолета. А еще есть разработки в области присадок к воде, которые могут быть дешевле и проще любых бомб. Но мы сегодня говорим о другом, о том, что альтернативы применения авиации во всем мире нет.

Модернизировать и улучшать пожарные самолеты можно и нужно. Это - верный путь. Для борьбы с лесными пожарами во всем мире применяется несколько десятков моделей авиационной техники, которые постоянно модернизируются и обновляются.

К слову, сама идея тушить пожары с воздуха родилась не в России. Австралия, Америка авиацией пользуются очень активно. Особую группу составляют, как называют их в Америке, "водяные бомбардировщики". Из-за большого объема сбрасываемой жидкости их действительно можно назвать бомбардировщиками. Они используются при всех типах лесных пожаров - от малых возгораний, когда огонь гасится при первом же сбросе, до самых крупных и разрушительных катастроф, когда необходима быстрая прокладка заградительных полос максимально возможной длины. В эту группу можно включить Локхид С-130 "Геркулес", летающую лодку Мартин "Марс" и отечественный Ил-76 с легкосъемной системой ВАП-2 (выливной авиационный прибор), пожарный самолет-амфибия Бе-200.

То есть использование авиации - наиболее эффективный способ тушения лесных пожаров?

Михаил Фалеев: Да, именно так. Использование авиации для тушения лесных пожаров, эффективно и полностью оправдано. Однако главным же методом борьбы с ними должна стать профилактика возгораний. Авиационные средства - это средства крайней помощи, когда не сработала профилактика и наземная пожарная охрана. Авиация подключается в том случае, когда фронт пожара достаточно большой, двигается с большой скоростью и когда он набрал силу. Кстати, методы тушения мы разработали совместно с фирмой Илюшина в 90-х, в частности, тогда и разработаны водоливные устройства для Ил-76 (в те года Фалеев был замминистра ведомства - прим. "РГ"). Самолеты, во-первых, на достаточно большое расстояние могут доставлять воду, а во-вторых, они могут сделать много рейсов. Причем не обязательно вылить воду сразу, а можно растянуть этот слой воды на километр.

Александр Матюшин: Эффективность авиационных технологий борьбы с лесными пожарами неоднократно подтверждена на практике. Высокая интенсивность горения при лесном пожаре часто ограничивает или полностью исключает возможность его тушения наземными силами.

При сильном лесном пожаре довольно-таки высока скорость распространения огня: низового - до 1 км/ч, верхового - до 25 км/ч, а верховой пожар возникает при ветре свыше 8 м/с.

Применение воздушных судов для быстрой доставки больших объемов воды к месту пожара является зачастую единственным способом спасения.

Может тогда перенять зарубежные лучшие авиационные технологии, чтобы максимально обезопасить наших летчиков?

Михаил Фалеев: Как показывает международный опыт, нельзя говорить о бесспорном преимуществе одних образцов пожарной авиации над другими. Например, в засушливых районах США и Австралии вдали от морского побережья наибольшее распространение получили самолеты авиатанкеры наземного базирования, а в Канаде и приморских европейских странах (Италия Греция, Франция, Испания) предпочтение отдается самолетам-амфибиям. В Калифорнии же отдают предпочтение легким самолетам. Их применяют по окраинам населенных пунктов. У нас такую задачу с успехом выполняют вертолеты МИ-8.

Александр Матюшин: Но при наличии у нас всей линейки пожарных воздушных судов, мы всегда старались перенимать все лучшее, что есть в мире. Учитывая многолетний опыт применения лесопожарными службами США и Канады самолетов-танкеров, в 90-х годах прошлого века в России было разработано авиационное сливное оборудование для самолета Ил-76 - ВАП-2, общая емкость двух цистерн в котором составляет 42 тонны. И до сих пор за рубежом нет такого мощно судна как Ил-76, который бы поднимал 42 тонны воды за раз. Самый большой в мире по полезной грузоподъемности самолет танкер Ил-76ТП, выполняет слив воды на скорости 270-280 км/ч. При этом большая часть воды дробится набегающим потоком и на земле создается смоченная полоса 500x80 метров с количеством воды в ее центральной части около 1 литра на квадратный метр. Именно поэтому наши технологии, наработки, организация работы МЧС России признаны специалистами во всем мире. И, кстати, наша авиация уже много раз помогала тушить лесные пожары в других странах по их просьбам об оказании помощи.

Это подтверждает, что проблема ликвидации природных пожаров не является внутренней проблемой только Российской Федерации.

Александр Матюшин: Безусловно. Это стихийное бедствие становится для многих стран просто трагедией. В 2007 году, например, в результате пожаров в Калифорнии около 1,5 тысяч домов были разрушены, около 2 000 кв км земли превращено в обгоревшую пустыню, 14 человек погибли и более 70 были ранены.

Октябрь 2007 года приходился на период сильнейшей засухи в Южной Калифорнии. Так, в Лос-Анджелесе за период дождей 2006-2007 года выпало лишь 82 мм осадков, это был самый засушливый год за период наблюдения (осадков выпало даже меньше, чем в Долине смерти). Засуха, необычайно жаркая погода лета 2007 на западе Северной Америки и низкая влажность воздуха (1%) превратили чапарель (карликовый дуб), покрывающий холмы Южной Калифорнии, в топливо для пожара. Главным фактором распространения огня явились характерные для этого периода года ветра Санта-Ана, порывы которых достигали 140 км/ч. Дым распространился и чувствовался вплоть до области залива Сан-Франциско, влияя на местные погодные условия.

В мае этого года сильно пострадал от огня Форт Мак-Мюррей, расположенный в канадской провинции Альберта. Были уничтожены 1,6 тысяч домов. Причиной масштабных бедствий стала сухая и жаркая погода. Власти объявили в городе чрезвычайное положение, эвакуировав всех 150 тысяч жителей. Ущерб оценивается в 7 миллиардов американских долларов.

К югу от города Форт Мак-Мюррей получил незначительные повреждения проект нефтедобывающей компании Nexen. Добыча нефти из местных нефтеносных песков была остановлена на неделю. Общая мощность добычи на канадских месторождениях, которая была остановлена из-за пожаров, составляет около 1 миллиона баррелей в день. Это привело к 40-процентному сокращению добычи нефти в регионе.

А какая ситуация была с пожарами в советские времена?

Александр Матюшин: Во времена СССР леса также горели и также случались трагедии. Просто тогда в условиях цензуры об этом почти не писали.

На самом же деле, например, в 1972 году только в Европейской части России огнем было уничтожено 1460 тысяч гектаров леса. Скорость распространения этих пожаров достигала до 300 метров в минуту (18 километров в час). В результате только за 10 дней (с 26 августа по 5 сентября) пожарами было охвачено больше лесов, чем за предыдущие 10 лет. В результате пожаров было уничтожено 19 деревень в Подмосковье (1600 домов). Погибло 104 человека. В Горьковской области сгорело 600 домов.

Если сравнить те экстремальные условия с ситуацией лета 2010 года, то сравнение будет в пользу нынешних спасательных технологий?

Александр Матюшин: Конечно, развитие собственных оригинальных технологий позволило России минимизировать потери от страшной жары 2010. Хотя я бы не сравнивал события 1972 года с событиями 2010. Масштабы разные.

В 2010 году произошло более 32,5 тысяч природных пожаров на общей площади более 1,76 миллиона гектаров. В результате пожаров в 19 субъектах РФ пострадало 199 населенных пунктов, уничтожено огнем 3180 домовладений, погибли 62 человека.

Потребовались беспрецедентные усилия государства по борьбе со стихией. Для борьбы с пожарами в кратчайшие сроки была сформирована межведомственная группировка общей численностью более 166 тысяч человек, было задействовано более 25 тысяч единиц техники. От МЧС России - более 130 тысяч человек личного состава и свыше 21 тысячи единиц техники, в том числе, 27 воздушных судов. В тушении природных пожаров приняли участие формирования и из 11 иностранных государств - 13 воздушных судов, свыше 100 единиц техники и более 560 человек специалистов.

Дело не только в бомбах и присадках к воде. Бомбу ведь тоже надо сбросить с самолета. Надо развивать авиацию

Кстати, именно во время тушения природных пожаров с 9 апреля по 23 августа 2010 года впервые в России был использован метод массированного применения авиации для борьбы с лесными пожарами. Силами авиации нашего министерства осуществлялось тушение лесных, торфяных и ландшафтных пожаров на территории 17 субъектов Российской Федерации, расположенных в 6-ти федеральных округах.

Действиями авиации удалось предотвратить возгорание 215 населенных пунктов и ликвидировать верховые пожары на площади более 10 тысяч гектаров. На территории Воронежской области лесные пожары удалось локализовать только с помощью самолетов ИЛ-76.

Так что события лета 2010 года уникальны: такие условия для ЧС складываются крайне редко.

Но сейчас много говорят об изменении климата. Так что вполне можно говорить о том, что ЧС будут возникать чаще и масштабы, их будут больше. Где же все-таки выход для того, чтобы максимально обезопасить жизни и простых людей, и спасателей?

Александр Матюшин: На мой взгляд, надо менять подходы и саму стратегию отношения к природным пожарам.

8 октября 2015 года приказом Минприроды России № 426 в правилах тушения лесных пожаров были внесены изменения, введшие так называемые "зоны контроля лесных пожаров" - территории, устанавливаемые органами госвласти субъектов РФ, в которых действующие лесные пожары позволяется не тушить "при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен".

Выбранный подход весьма сомнителен. Во-первых, многочисленные примеры показывают, как легко "удаленные" пожары преодолевают сотни километров и приходят в города и села - особенно если им "помогает" жара и сильный ветер.

Во-вторых, леса России играют важную роль в поддержании стабильности мирового климатического баланса, который и так трещит по швам из-за выбросов парниковых газов при сжигании ископаемого топлива.

В своей климатической доктрине Россия делает основную ставку на улавливание парниковых газов собственными лесами - экономя миллиарды на мероприятиях по энергоэффективности и развитию возобновляемой энергетики, позволяя себе и дальше без ограничений качать нефть и добывать уголь. Сама по себе концепция довольно спорная, но если уж ее придерживаться - элементарная честность требует заботиться о лесах, если на них делаются такие ставки.

В-третьих, удаленные от населенных пунктов леса - места обитания множества видов животных и растений, включая редкие виды, занесенные в Красную книгу. Отказ от тушения пожаров несовместим с обязательствами по их охране.

В-четвертых, пожар - это не только огонь, но и смог, распространяющийся ветром на огромные расстояния. Прошлой осенью, например, смог от торфяников в Брянской области легко достигал Москвы. Московский смог 2010 года привел к удвоению количества смертей в мегаполисе. Сколько человек погибнет из-за смога от "удаленных" пожаров, которые теперь можно не тушить?

Кроме того, формальный отказ от тушения этих пожаров может сформировать ложное убеждение в том, что внутри лесной отрасли найден механизм экономии сил и средств борьбы с пожарами, поэтому финансирование этих работ в следующем году можно не увеличивать, или даже еще уменьшить. Понятно, что такое уменьшение скажется в первую очередь на борьбе с пожарами отнюдь не в удаленных и труднодоступных лесах.

В России ежегодно возникает от 10 до 35 тысяч лесных пожаров, охватывающих площадь от 0,35 до 2,5 миллиона гектаров. Ежегодные потери от лесных пожаров в России составляют миллиарды рублей. Только в ее северных лесах ежегодно выгорает около 12 миллионов гектаров (к примеру, в Канаде - 2,4 миллиона гектаров, на Аляске и в Скандинавии по 0,2 миллиона гектаров.

То есть с вашей точки зрения надо тушить все и как можно быстрее, на самой ранней стадии зарождения огня?

Александр Матюшин: Эффективно и оправдано экономически применение авиации для тушения лесных пожаров на той стадии, пока они еще не развились до масштабов ЧС. Болезнь всегда проще победить на начальной стадии развития.

Существует три способа защиты населенных пунктов от ландшафтных пожаров, зарождающихся вне их территории.

Первый - предотвращение возникновения пожара как такового. К мероприятиям, данного способа можно отнести культивацию лесов, постоянный мониторинг состояния флоры. Этот способ приоритетен с точки зрения экологии, так как позволяет не допустить уничтожение даже малой части лесов. Данный способ целесообразно применять на территориях, находящихся в относительной близости к населенным пунктам, так как культивация лесов в труднодоступных и малонаселенных частях земли крайне трудноосуществима.

Второй - защита от огня непосредственно населенные пункты. Для защиты населенных пунктов организуются заградительные полосы, осуществляется обработка деревьев специальными составами, предотвращающими распространение огня, проводятся мероприятия по обводнению пожароопасных территорий, по возможности осуществляется тушение пожаров вблизи населенных пунктов. На первый взгляд, это самый дешевый способ, который позволяет сконцентрироваться непосредственно на защите людей и их имущества. По затратам на мероприятия это безусловно так, но, к сожалению, данный способ не всегда позволяет достичь своей цели.

Есть и третий способ. Это способ борьбы с пожарами на стадии их зарождения. Для этого используется глобальный спутниковый мониторинг, тушение пожаров десантом, силами и средствами наземных служб, сброс воды пожарной авиацией. Данный способ самый рациональный с технической точки зрения.

Можно долго спорить какой из способов лучше. По нашему мнению, из этих способов не нужно выбирать, эти способы нужно совмещать, разрабатывая концепцию совместных действий различных служб. Вблизи населенных пунктов необходимо проводить рекультивацию леса, тушить пожары нужно начинать с момента обнаружения возгорания, пока тушение еще возможно, населенные пункты нужно защищать от огня, так как первых двух пунктов может оказаться недостаточно из-за труднопрогнозируемых факторов.

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"

Власть Безопасность Спецслужбы Правительство МЧС Лесные пожары
Добавьте RG.RU 
в избранные источники