Утром в дверь квартиры бессменного руководителя Школы Армии Валерия Карамина позвонили. На пороге стояли дамы из районной опеки.
- К нам поступил сигнал, что у вас в квартире находится несовершеннолетний, - объяснили они цель своего визита.
- А где ему находиться? - спросил хозяин.
- Дома! - возмутились проверяющие.
…Воспитанником Школы Армии Денис стал почти три года назад. Познакомился с его курсантами, когда те, как и он, отдыхали в загородном лагере имени Матросова. Сначала с интересом наблюдал за занятиями ребят, потом сам стал их участником.
А после лагерной смены попросился в традиционный поход по местам боевой славы. Побывал в Петрозаводске, Вологде, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде. Такие поездки всегда были для подростков одним из важнейших факторов выбора будущей профессии военного, поэтому не удивительно, что по возвращении он заявил: хочу заниматься в Школе Армии.
С учетом профориентации этого объединения, мальчишке требовалось получить среднее образование. Но в Филипповскую школу, где учился, его не принимали - много пропускал. От его деревни Аленино до Киржача 20 километров, но на дорогу денег не было. Мать пьет и нигде не работает.
Словом, Карамину пришлось искать выход из безвыходного положения. Уговорил принять его на учебу в киржачскую школу № 3, а жить устроил в гостинице вместе с другими иногородними воспитанниками.
Учеба давалась Денису нелегко, особенно русский - слишком много было упущено. Но он старался. Да и Валерий Кирович спуску не давал: проверял подготовку к школьным занятиям, заставлял пересказывать задания по устным предметам, помог с репетитором по русскому языку.
В распоряжении воспитанника была и личная библиотека опекуна, насчитывающая около четырех тысяч томов. И тот прочитал всю "Войну и мир", книги Михаила Булгакова…
Три года, проведенные в Школе Армии, дали деревенскому беспризорнику немало. Получил третий разряд по парашютному спорту. Стажировался в Голицынском пограничном институте, на танковом полигоне, был на лагерных сборах в десантном полку, участвовал в слетах военно-патриотических объединений во Всероссийском военно-историческом лагере "Бородино-2015", в Волгограде, в Екатеринбурге, в Ялте. В феврале был награжден знаком отличия "За заслуги" от имени командующего ВДВ России генерал-полковника Владимира Шаманова. А недавно по решению приемной комиссии Саратовского военного училища внутренних войск МВД получил направление для сдачи вступительных экзаменов. И когда в квартире Карамина появились дамы из опеки, Денис готовился к поступлению в этот военный вуз.
Правда, сейчас рвение проверяющих сошло на нет. Может, потому что съездили в Аленино и убедились, что вместо дома там ад?
К сожалению, подобных "сигналов" в адрес коллектива и его руководителя поступало немало. На защиту Карамина и Школы Армии вставали не чиновники, а родители его воспитанников и общественность.
На этот раз все произошло по похожему сценарию. В районе появилось новое начальство. Началось с добровольно-принудительного увольнения директора Дома культуры Карамина, а заканчивается уничтожением его детища. Так считают родители воспитанников школы.
- Похоже, власти не вникают в смысл программы Школы Армии, а отстаивают свои интересы, - считает Татьяна Сампалова. - Мой супруг заканчивал Школу Армии, а затем - военное училище в Ногинске. Мой сын сейчас учится у Валерия Кировича, и вижу, как он меняется в лучшую сторону. Закрытие Школы - катастрофа для территории, где нет ни кинотеатра, ни спорткомплекса.
Не считаясь с заслугами, почетного гражданина Киржачского района и города Киржач, заслуженного работника культуры выдворили в бывшую кинобудку. В помещении, оставленном ему для занятий с курсантами, не было даже розетки. Родители воспитанников, побывавшие в этой комнатке, назвали ее карцером.
Возмущенная таким отношением родительская общественность обратилась с открытым письмом "О недопустимом поведении руководства администрации Киржачского района" в самые высокие инстанции.
Если вдуматься, то маленькому Киржачу фантастически повезло, что в 1973 году здесь появился Валерий Карамин, назначенный руководить районным Домом культуры. Он удивительно гармонично связал в своем учреждении традиции культуры и воинства.
Увидел, что кружки и объединения ДК посещали, как правило, девочки и, чтобы избавить мальчишек от дурного влияния улицы, организовал кружок друзей армии. А в свои единомышленники привлек даже главнокомандующего Московским военным округом, который поддержал его идею и назначил шефами киржачских ребят несколько войсковых частей. На их базе военно-спортивная подготовка подростков ведется и по сей день.
Организовал ежегодный межрегиональный фестиваль искусства "Звездный полет", давно стал своим и в отряде космонавтов.
Те, кого сводила жизнь с этим человеком, навсегда становились его единомышленниками. Так случилось и с начальником Центра психологической работы Вооруженных Сил при Военном университете Министерства обороны Александром Захаровым. С Караминым он познакомился в начале 2000-х годов, будучи начальником группы профориентации и психологического отбора Коломенского высшего артиллерийского командного училища. А на днях приехал в Киржач на встречу с администрацией района, чтобы поддержать родителей.
- Выпускники Школы Армии - достойные люди, - пытался донести до нового руководства района важность этого коллектива Александр Витальевич. - Патриотическое воспитание наших детей долгие годы велось за счет таких энтузиастов, как Валерий Кирович.
От встречи в районной администрации остался тяжелый осадок. Сложилось впечатление, что общественность и чиновники говорят на разных языках.
Защитников Карамина все время пытались поставить на место. Дескать, какая Школа Армии, какие курсанты? Это обычный коллектив ДК, кружок! И, как дали понять родителям, ни одна проблема, поставленная ими в открытом письме, решения не имеет.
Самому Карамину и вовсе отвели роль обвиняемого. Новый директор ДК Елена Бандурина с брезгливостью в голосе рассказала, как выбрасывала из кабинета своего предшественника "барахло". А это - походный инвентарь, с которым будущие генералы, полковники, работники Генштаба и преподаватели военных училищ страны, ходили в походы по местам боевых сражений, где решалась судьба их Отечества.
Главный аргумент районных чиновников - трагедия на Сямозере. Хотя очевидно, что дети погибли там не потому, что неправильно были оформлены соответствующие бумаги и разрешения. А из-за преступной халатности, безответственности и жадности дельцов, которые ставили своей главной целью наживу на детском отдыхе.
- Прятаться за своих подопечных - это двуличие, - подвел итог глава администрации Киржачского района Михаил Горин. - Мы хотим, чтобы все было оформлено как положено. Мы поможем, но беспорядка не потерпим!
Похоже на ультиматум.
"Идет моральная травля руководителя и курсантов Школы Армии. Из помещения Районного Дома культуры их прогнали в кинобудку, где невозможно проводить занятия. Отключили телефон для междугородней и сотовой связи с курсантами, родителями, воинскими частями. В давние времена за школой были закреплены автобус и машина, которые выделяла администрация Владимирской области для организации учебного процесса на полигоны, в воинские части, аэродромы и т.д., но их не дает администрация Киржачского района, не производит она и техническое обслуживание транспорта, тем самым блокирует проведение занятий. В период проведения мероприятий 9 Мая курсанты Школы Армии были не допущены к почетному караулу у мемориала "Павших воинов" в г. Киржач в парке им. 36 гвардейской десантной дивизии, имя которой носит школа. У родителей курсантов сложилось мнение, что администрация района поставила перед собой задачу ликвидировать школу".