14.07.2016 17:48

Почему палеонтологи считают кузбасское село уникальным

Останки мезозойского млекопитающего - современника динозавров, обитавших на территории нынешней Кемеровской области более 130 миллионов лет назад, - обнаружены во время раскопок в окрестностях кузбасского села Шестаково. Есть основания предполагать, что сделана первая в России находка скелета этого животного мелового периода.

Загадка Крутошишки

Новый полевой сезон в окрестностях села Шестаково, раскинувшегося по берегам реки Кия, сотрудники Кемеровского областного краеведческого музея и Палеонтологического института имени А. А. Борисяка РАН (Москва) начали в середине июня. Все усилия направили на продолжение работ в точке Шестаково-3 - на склоне холма, сложенного горными породами раннего мела. Этот холм местные жители зовут Крутошишкой. Именно здесь летом 2014-го были сделаны уникальные в научном и музейном отношении находки: хорошо сохранившиеся скелеты взрослого пситтакозавра сибирского (растительноядного рогатого ящера-попугая) и его детеныша. Кроме останков этих животных, обитавших в начале мелового периода только на территории нынешней Кемеровской области, ученые обнаружили целые скелеты крокодилообразных рептилий, отдельные кости черепах и других видов древних позвоночных. Всего - более 800 костных остатков. И вот очередная удача.

Рядом с раскопом, где и была обнаружена линза с массовым захоронением сибирских пситтакозавров (не менее десяти особей разного возраста, длиной от одного до 2,5 метра), ученые заложили дополнительный раскоп площадью четырнадцать "квадратов", вскрыв верхний, исследованный два года назад слой. И неожиданно на глубине около двух метров от поверхности, под сменяющими друг друга лагунными и речными отложениями палеонтологи наткнулись на новый костеносный слой. Начав разбирать его специальными инструментами, увидели прекрасно сохранившуюся нижнюю челюсть доисторического млекопитающего. А при дальнейшем разборе участка был найден фрагмент скелета.

Древность размером с куницу

По данным участников экспедиции, которую возглавляет эксперт по палеонтологии минкультуры РФ, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института им. А. Борисяка Евгений Мащенко, с высокой вероятностью можно предполагать, что фрагмент и челюсть принадлежат одному животному из отряда млекопитающих. По предварительному заключению специалистов, это симметродонт - зверек размером с куницу, названный так из-за трех бугорков на коренных зубах, расположенных в виде симметричного треугольника.

- Окончательные выводы будут сделаны после лабораторных исследований, - рассказала корреспонденту "РГ" заведующая отделом природы Кемеровского областного краеведческого музея Наталья Демиденко. - Однако уже сейчас понятно, что у нас есть уникальная возможность узнать больше об условиях среды, в которых обитали эти млекопитающие 130 миллионов лет назад. Хорошая сохранность найденного фрагмента позволяет говорить о том, что в костеносном слое могут находиться целые скелеты раннемеловых животных. И это в очередной раз возводит Шестаковское местонахождение в ранг уникальных.

От птиц до крокодилов

Впервые о Шестаково научный мир заговорил в 1953 году, когда окаменевший фрагмент части скелета мелкого динозавра в трех километрах от Крутошишки - на Шестаковском яру, размываемом водами Кии, случайно обнаружил геолог А. Массаковский. В том же году череп и переднюю конечность ископаемого животного на берегах Кии обнаружил доцент Томского госуниверситета И. Лебедев. Но серьезных раскопок и исследований здесь не проводилось вплоть до 1990-х. Именно тогда стало ясно, что Шестаковское местонахождение может поспорить с единственным крупным местонахождением динозавров в России, обнаруженным в 1948 году в районе Благовещенска. Однако целых скелетов там, в отличие от Шестаково, не находили - только отдельные кости. По словам ученых, максимально сохраниться до наших дней останкам сибирских пситтакозавров и их современников - представителей трех отрядов динозавров, древних птиц и млекопитающих - помогли особые условия захоронения и отсутствие в этих местах на протяжении многих миллионов лет геологических процессов сноса и разрушения древних осадочных пород.

То есть в жарком и засушливом климате, характерном для этих мест в мезозойскую эру (на что указывает ярко-красный цвет минерального слоя, где как раз и находят окаменевшие кости), большие группы животных концентрировались у мелководного древнего моря. Многие гибли в этой борьбе за место под солнцем.

- Животные сохранились такими, какими они были занесены слоем глины, - продолжает Наталья Демиденко. - И каждый слой раскопа - как страница геологической летописи, по которой можно читать историю этого места, начавшуюся задолго до динозавров - 450 миллионов лет назад, когда территория нынешней Кемеровской области была островом в океане, расположенном примерно на уровне экватора.

Потому в новом сезоне не только собрано уже около семидесяти палеонтологических образцов, относящихся к животным начала мелового периода (включая фрагменты костей пситтакозавров и хищных динозавров, амфибий, ящериц, крокодилов), но и начат сбор материала для подготовки международного совещания по программе ЮНЕСКО "Экосистемы мелового периода Азиатско-тихоокеанского региона". Вместе со специалистами института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН сделаны предварительные описания геологических разрезов для путеводителя по Шестаково. А также отобраны пробы осадочных пород для уточнения особенностей процессов накопления отложений в этом районе. Провели и осмотр геологических обнажений по берегам рек Кия и Серта с целью поиска мест, перспективных для палеонтологических исследований.

В том, что Шестаково хранит еще много тайн, ученые не сомневаются. Например, уже первые исследования показали, что в меловой период в местной фауне преобладали реликтовые формы юрского периода, давно вымершие в других местах.

Между тем

Окрестности села Шестаково интересны не только древнейшей историей. Здесь, в предгорьях Кузнецкого Алатау, на стыке равнин, степей, лесостепей и тайги, расположены уникальные Шестаковские болота, где произрастает двадцать видов сибирских орхидей. Озера Большой Базыр и Малый Базыр богаты рыбой. Над рекой Кией на север пролетают огромные стаи водоплавающих птиц - гусь-гуменник и серый гусь, занесенные в Красную книгу Кемеровской области. В Шестаково самая большая популяция серого журавля: за лето выводится до полутора тысяч особей, которые осенью встают на крыло, оглашая округу трубными криками. Интересны и природные объекты - бухтаи, или остатки вулканической деятельности, которая бурлила здесь 300-350 миллионов лет назад, живописные скалы по берегам реки, сложенные известняками нижнего кембрия, с древнейшими органическими остатками (трилобиты, брахиоподы, археоциты). Чтобы сохранить все это, ученые и общественники предлагают создать в Шестаково особо охраняемую территорию - природный парк.

Легенды Шестаково

Место раскопок на Шестаково-3 ученым указал сам пситтакозавр сибирский. "Весной 2014 года мы шли вдоль откоса Крутошишки, и я увидел косточки, торчащие из стены, - рассказал корреспонденту "РГ" Евгений Мащенко. - Чуть-чуть зачистили и увидели несколько позвонков, лежащих в ряд. А рядом оказались два пальца лапы динозавра".

Музейная комната местного Дома культуры носит имя Галины Чудовой - преподавателя истории и директора Шестаковской средней школы, смотрителя Шестаковского местонахождения. Палеонтология была ее увлечением, а стала делом всей жизни. Весной 2007 года Галина погибла, сорвавшись с Шестаковского яра, размываемого талыми водами. Ее не могли найти целый месяц, а потом муж Чудовой, Михаил Сантьев, увидел сон: Галина сама назвала ему место, где находится. Как ни удивительно, но ее тело нашли именно там.