Поэты-шестидесятники - из числа тех, чьи имена постоянно на слуху. Как и почему вам пришла в голову идея увековечить их в бронзе?
Андрей Дементьев: Она пришла в голову, когда я написал стихотворение "Пять легендарных имен", о Вознесенском, Евтушенко. Ахмадуллиной, Рождественском, Окуджаве - моих друзьях, будораживших общество 60-х, прорывавшимся к свободе, откровенности, искренности, их поэтическая речь объединяла людей! Я поделился идеей с моим другом Зурабом Церетели, тот загорелся, начал работать, придумал полку с поэтическими томами - и вдруг захотел "поставить" на нее еще том Высоцкого и том журнала "Юность"! Я возражал - но он успокоил меня, напомнив, что именно "Юности", где я был сначала замом, потом главным, эти люди обязаны своей известностью.
Но среди "корешков" книг, из которых составлен памятник, есть обложка сборника Дементьева…
Андрей Дементьев: На этом тоже настоял Зураб оттого, наверное, что я все-таки был 13 лет редактором "Юности" (а до того - первым замом Бориса Полевого). И для всех те,х с кем я буду стоять рядом "Юность" была отчим домом.
Когда-то Булат Окуджава считал себя обязанным вам - за то, что вы защитили одну из его книг в конце 60-х…
Андрей Дементьев: С Булатом мы дружили, живя совсем рядом. Я в конце 60-х заведовал отделом поэзии в издательстве "Молодая гвардия", и мне дали на редактирование рукописи Гамзатова, Рождественского и Окуджавы. Первые вышли быстро, а булатовского "Бедного Авросимова" - выбросили из издательских планов: он тогда, в 68-м, подписал письмо против ввода танков в Чехословакию. Но я поставил вопрос на бюро ЦК ВЛКСМ - и мы пробили "Авросимова…
…А потом в "Юности" - "пробили" Евтушенко.
Андрей Дементьев: Вся поэзия в журнале шла через меня, Полевой мне доверял.. Я прочел Женину рукопись "Северная надбавка" - острейшая вышла вещь, о жизни людей на Севере - и "с колес" поставил ее в номер. Дело было в пятницу, а в понедельник меня вызвали в ЦК - типографские машины остановлены. Скандал!
И чем дело кончилось?
Андрей Дементьев: Напечатали, удалось отстоять Женю - с помощью Полевого. Творческому человеку нельзя смиряться с теми, кто им рулит. Когда дело касается добра и свободы надо воевать!
Как поэт-шестидесятник чувствует себя сегодня, среди прагматиков и бизнесменов?
Андрей Дементьев: Да, нынче немало меняющих свое талантливое слово на рубли, чтобы обеспечить себя. А ведь бескорыстие - важное условие того, чтобы ты поднимался над земной полуправдой, чтобы сказать то, что ты думаешь. "Пиши, как живешь, и живи, как пишешь", говорил Батюшков, не разрывай свою жизнь и свое творчество на две совершенно разные части. Такие "неразрывные" люди сейчас есть сейчас, и это люди молодые!. Например, поэт-астраханец Саша Ваганов, Лена Захарова из Тамбова, получившая в Тарханах молодежную премию Лермонтова...
А что из себя представляет Доме поэзии в Твери, где завтра начнется праздник с участием музыкантов, художников, поэтов - во главе с вами и Евгением Евтушенко?
Андрей Дементьев: Хочу сделать Тверь культурным литературным центром России! Одно дело памятник, другое - книги, что мы выпускаем под маркой Дома Поэзии. Мы сейчас переиздаем сборник о русских писателях и художниках в Тверской области, издаем молодых и не очень молодых, но известных Владимира Львова, замечательного тверского поэта, переиздаем книгу Алексея Пьянова, моего зама в "Юности" "И берег милый для меня" о Пушкине в Тверском крае. В Тверь приезжают поэты, читают стихи, презентуют книги.
Андрей Дмитриевич, вам завтра исполняется 88 - а вы все не угомонитесь, и памятником занимаетесь, и эфиры ведете, и пишете. Откуда столько энергии?
Андрей Дементьев: "Я живу в тех же ритмах,/ как в весенних годах,/ в прозаических битвах,/ в поэтических снах"… Когда делаешь любимое дело - усталости не замечаешь. А все, что связано с поэзией, читателями, книгами, радио, песнями - и есть для меня любимое дело, дело жизни…
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"