16.07.2016 11:40
    Поделиться

    Кто стоит за переворотом в Турции, или Эрдоган будет мстить

    Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, вдохновленный поддержкой сограждан, которые заполонили улицы крупных городов, извлечет максимальную пользу из подавления госпереворота и сделает все для укрепления своей и без того безграничной власти в стране.

    Главный вывод, который напрашивается при анализе причин беспорядков в Турции, таков: путч был абсолютно не случаен. Несмотря на то, что турецкое общество в целом поддерживает Эрдогана, несколько отчетливо вырисовывающихся тенденций и вызвали дестабилизацию, которая привела к попытке государственного переворота в этой стране.

    Среди этих тенденций можно выделить прогрессирующие "шаховские замашки" турецкого лидера, "ползучую исламизацию" в этой стране. Наверняка, после терактов Эрдогану захочется "продвинуть" в обществе и оформить законодательно вопрос об исполнении смертной казни. Но как же тогда быть со вступлением в Евросоюз, где Анкару пока откровенно не привечают. Ведь отсутствие в стране-кандидате смертной казни является одним из основных критериев для ее членства в Европейском Союзе?

    По сути, у Эрдогана остается два главных врага: нелояльная и ненавидящая его часть старшего офицерского состава, в среде которой и родился "бунт полковников". А также последователи проповедника Феттилаха Гюлена, с 1997 года проживающего в США, куда он выехал на лечение, а в действительности создал там гигантскую бизнес-империю с многомиллиардным оборотом. И хотя сам Гюлен опроверг свою причастность к попытке госпереворота, турецкий лидер, несмотря на раскрытые в СМИ имена заговорщиков из числа генералов и полковников, упорно продолжает утверждать, что путчисты "получали команды из США", намекая на бывшего имама.

    Трудно разобраться в этой "турецкой путанице". В нынешней ситуации, крайне благоприятной для турецкого лидера, Гюлен, безусловно, нужен Эрдогану в качестве "главного козла отпущения". У Гюлена, бывшего соратника президента Турции, который радикально разошелся с ним во взглядах в 2000-е годы, насчитывается шесть миллионов сторонников только в Турции. Его бизнес-империя, по некоторым данным, включает в себя около 30 тысяч фирм в Европе и США. Именно в Америке бывший имам стал миллиардером. Кто его поддерживает - тайна, покрытая мраком. Но когда к нему 10 лет назад возникли вопросы у американской миграционной службы и все шло к выдворению из США, дело быстро спустили на тормозах. Как говорили, не без поддержки влиятельных покровителей из Белого дома и из ЦРУ.

    Американские фонды и СМИ неоднократно называли Гюлена в числе самых влиятельных людей и мусульман мира. Он, в том числе, побывал в топе известного списка "ста самых популярных людей мира" от авторитетного журнала Time. У Гюлена все в порядке - как с американской поддержкой, так и с его ответным "алаверды" американцам. Он считает, что новый мир на планете никак нельзя построить без главенствующей роли США. При этом лоялен он и к России, утверждая, что Анкаре ни в коем случае не надо враждовать с Москвой.

    В 2013 году Эрдоган, безусловно понимая, "сколько очков" "закордонный проповедник" отбирает у него на родине, уже обвинял Гюлена в попытке госпереворота. Это стало поводом для закрытия школ, курируемых им в Турции, и арестов его сторонников. Причем Эрдоган явно апеллировал к умеренным туркам, доказывая, что бывший имам в случае прихода к власти тотчас установит в стране законы шариата. А год спустя турецкий суд заочно арестовал Гюлена. Тем не менее все попытки властей Турции "вытащить" миллиардера из США оказываются тщетными. Теперь же у мятежных полковников наверняка будут выбивать показания против Гюлена, с тем, чтобы американские власти, кстати, решительно осудившие путч, наконец-то выдали его Анкаре.

    Кто точно пострадает после оказавшегося кровавым путча, так это нелояльные турецкому лидеру военные. Кстати, на несколько часов получив телеэфир, они ни словом не обмолвились о шариате. Наоборот, говорили о том, что нынешние власти "попирают свободы и порядок". Впрочем, это, как отмечают и зарубежные эксперты, вряд ли убережет их от мести Эрдогана. Наказание действительно будет, что называется, "по полной программе". Возможно, до суда. Чего стоит один сбитый правительственными войсками вертолет, где находились 18 военных, обвиненных в организации путча.

    Именно "обиженные военные", как признанный главный заговорщиком, теперь уже бывший юридический советник турецкого Генштаба, и были организаторами путча. Возможно, часть из них симпатизировала Гюлену, но не это главное. Обижаться этим военным было на что.

    "Офицеры были обречены потерять свои рабочие места в августе во время крупной военной перестановки, затеянной властями", - заявил The Washington Post на условиях анонимности высокопоставленный турецкий чиновник. Скорее всего, в этом кроется искра неудавшегося путча, который разгорался годами.

    Ведь правда состоит в том, что импульсивный Эрдоган за 13 лет правления в Турции, сначала в должности премьер-министра, а затем, начиная с 2014 года, в качестве президента и верховного главнокомандующего, нажил себе много врагов, в том числе и в турецких вооруженных силах. Сотни офицеров за эти годы были заключены в тюрьму, некоторые из них обвинялись в попытке проведения государственного переворота. В Турции широко распространено мнение, что подавление Эрдоганом инакомыслия во всех формах - будь то со стороны художников и поэтов или людей в погонах, во многом навеяно его страхом возможного захвата власти в этой склонной к переворотам стране.

    Надо было видеть, как блестели глаза Эрдогана во время его речи перед сторонниками в аэропорту имени Ататюрка, чтобы понять: он будет мстить. И мстить беспощадно.

    Кстати

    МИД РФ обратился с призывом к властям и народу Турции решать имеющиеся проблемы без насилия и с уважением конституционного порядка. Российская сторона подтвердила готовность к совместной конструктивной работе с законно избранным руководством Турецкой Республики в интересах продвижения двусторонних отношений, а также к поиску эффективных путей решения злободневных международных вопросов, прежде всего связанных с противодействием угрозе терроризма.

    Поделиться