К слову, сам балет один из интереснейших современных хореографов создал еще в 2014 году, но на суд российской публики выставил только сейчас. И не разочаровал.
Шпук не ставил перед собой задачи дословно пересказать великое произведение Толстого. Он принципиально не хотел показать только "любовный треугольник". Его двухчасовой балет - словно вдох и выдох, в которых, тем не менее, уместилась целая эпоха царской России и личная трагедия одной женщины.
"В случае с "Анной Карениной" я искал русскую музыку и прослушал полное собрание сочинений Сергея Рахманинова. Меня привлекают одновременное очарование и своеобразная тяжесть в его музыке. В ней чувствуется то, что так часто называют "русским духом". Правда, я быстро заметил, что музыка Рахманинова требует сильного контраста. Контраст я нашел у Витольда Лютославского…", - рассказал Шпук о музыкальном сопровождении балета. Партитура также включила музыку Сулхана Цинцадзе и Иосифа Барданашвили.
В основу своей постановки Шпук положил несколько сюжетных линий романа: Анны, Каренина и Вронского, Долли и Стивы, Китти и Левина.
На сцене полный минимализм - основной акцент делается на артистов. Вот перрон вокзала, а вот он за секунды превратился в трибуну на ипподроме, еще мгновение - и это уже побережье Италии, где Анна и Вронский наслаждаются обществом друг друга. Но вдруг Анна вспоминает о сыне, и пирс становится столом, за которым маленький Сережа играет в железную дорогу.
Еще одна находка в постановке Шпука - кадры старой кинохроники вперемежку с танцами кордебалета и па-де-де солистов.
Танцоры-крестьяне без рубашек, косящие луга в поместье Левина, и велосипед, на котором Китти и Левин появляются перед гостями в день свадьбы… Благородный и скупой на эмоции Каренин. Любвеобильный Стива, постоянно маячащий на сцене в обществе женщин, и несчастная Долли, как тень, следующая за ним. Как тут не вспомнить Толстовскую истину: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Аскетизм декораций дополняют точные по стилю эпохи костюмы, над которыми работала постоянный соавтор Шпука Эмма Райотт. В костюмах мы чувствуем и дождливый Петербург и видим пышный бал. Мы узнаем мужские "тройки", офицерские мундиры, женственные платья с корсажами и юбками из кринолина, шелест которых гармонично вписывается в музыку балета. Первое появление Анны на светском балу - черное бархатное платье, бриллианты на шее - эта женщина изначально непохожа на всех эфемерных светских дам. Те самые детали, которые незаметно для зрителя заставляют чувствовать весь драматизм ситуации и напряжение отдельного момента.
Затем она появляется уже в алом атласном платье на приеме у княгини Бетси - одежда как символ зарождающейся страсти. Нежное касание Вронским спины Карениной, широкий шаг, глубокое плие, смелые взгляды, и вот они уже одни на пустой сцене - в порыве, на полу, без смущения.
В балете Шпука нет технически сложных прыжков, которые так любимы российскими зрителями. Здесь нет того самого интригующего конца - все прекрасно знакомы с содержанием романа Толстого. Не найти в "Анне Карениной" и философии писателя. Однако он вряд ли оставит кого-то равнодушным. Европейский взгляд на русскую реальность - это всегда интересно.
"Эта книга не только о браке и морали, но прежде всего о взаимоотношениях личности и общества", - говорил о романе хореограф. В своем балете, во многом благодаря прекрасной актерской работе солистов театра Станиславского, он смог показать полное одиночество человека, не пожелавшего жить как все.