Причиной акции протеста послужили результаты недавнего открытого аукциона на право обслуживания муниципальных маршрутов, результатом которого стали существенные перемены на рынке пассажирских перевозок.
Проводился он мэрией в связи с вступлением в действие с 1 июля новой схемы муниципальной маршрутной сети. Всего на аукцион было выставлено 12 лотов по три маршрута в каждом. В шести лотах принял участие всего один претендент (другие заявки, как решила комиссия, не соответствовали требованиям конкурсной документации), в оставшихся шести за победу соревновались две организации. В число победителей вошли три индивидуальных предпринимателя, одно малое предприятие, а также муниципальное трамвайно-троллейбусное управление, которому достались сразу четыре лота.
Итоги аукциона были оглашены 10 июня, и с тех пор сферу пассажирских перевозок в Смоленске лихорадит. С 1 июля, когда вступила в действие новая маршрутная сеть, проблемы возникли и у пассажиров: маршруты изменились, разделились на регулируемые и нерегулируемые, информации о нововведениях оказалось недостаточно.
По итогам аукциона работу потеряли около 200 водителей, причем для многих из них потеря работы, как таковая, - это полбеды. К конкурсу перевозчикам пришлось серьезно готовиться: участвовать в нем, в частности, могли только организации, обладающие транспортными средствами не старее трех лет. Люди приобрели новые автобусы, влезли в кредиты - и в результате оказались у разбитого корыта.
- Машина стоит около двух миллионов рублей, по кредиту водителям приходится платить больше 30 тысяч рублей в месяц, - рассказала экономист одного из "проигравших" предприятий Ольга Самсонова. - Многие сомневались, брать ли кредиты, не останемся ли без работы, но мы на рынке с 1999 года и надеялись, что хоть что-то нам достанется. А теперь нашим водителям просто некуда деваться, но до их проблем никому в администрации Смоленска нет дела.
В отличие от проигравших, главный победитель аукциона - муниципальное трамвайно-троллейбусное управление - на рынке автобусных перевозок, мягко говоря, недавно. Раньше частные маршрутки конкурировали с муниципальной автоколонной, но за последние несколько лет та полностью сдала свои позиции и на последний конкурс даже не вышла. Новичок же, которому нынче достались сразу 12 маршрутов, по утверждению проигравших участников аукциона, нужным для их обслуживания количества транспорта не обладает, и просто не мог победить в аукционе.
Для исполнения взятых на себя обязательств предприятие приглашает водителей, оставшихся без работы, но якобы выдвигает непосильные финансовые требования (в неофициальных разговорах маршрутчики говорят о серьезных суммах, которые нужно заплатить за право год работать на маршруте, а также о ежедневном платеже за путевку и медосмотр водителя). Справедливости ради стоит отметить, что ничего нового в этой схеме нет: ровно так же в последние годы работала и муниципальная автоколонна, которая тоже не могла обслуживать маршруты своими силами, и нанимала водителей со стороны. Только платить раньше, говорят, приходилось меньше.
В мэрии Смоленска согласны с нареканиями в адрес новой маршрутной сети и стараются реагировать на жалобы горожан, но никаких проблем, связанных с перераспределением маршрутов между участниками рынка пассажирских автоперевозок, не видят. Лишившихся работы водителей, по официальным данным, куда меньше - всего 37, и уже 12 июля председатель комитета по транспорту и связи Матвей Демченков на оперативном совещании в мэрии отрапортовал, что все они трудоустроены. В минувшую пятницу губернатор Алексей Островский сообщил, что ни у правоохранительных органов, ни у администрации региона нет вопросов к новой конструкции работы автоперевозчиков на территории областного центра "с точки зрения юридической прозрачности и наличия коррупционных составляющих".
Воскресный митинг показал, что проблемы все же не решены: участники акции протеста потребовали не только пересмотра результатов аукциона на право обслуживания муниципальных маршрутов, но и отставки главы Смоленска Николая Алашеева. Кроме того, в Смоленске приступили к созданию независимого профсоюза автоперевозчиков.
Справка "РГ"
Согласно новой схеме муниципальной маршрутной сети пассажирского транспорта, в Смоленске с 1 июля насчитывается 63 автобусных маршрута, в том числе 27 регулируемых и 36 нерегулируемых (они отличаются буквой "н" на номере). Стоимость проезда в тех и других в настоящее время не отличается и составляет 16 рублей.