ВВП на душу населения - 9,4 тысячи долларов (Россия - 9 тысяч). Бедноватая, хотя и динамичная страна. За 10 лет численность населения увеличилась на 15 процентов (10 миллионов человек), скорость роста экономики - 3-4 процента в год, на рубеже 2010-х - 8-9. Россия как общество намного медленнее. Но от сейсмики никуда не деться - четыре успешных переворота после Второй мировой войны (1960, 1971, 1980, 1997), попытка свержения армией правительства (2016), финансовые кризисы 1978-1980, 1994, 2001, 2008-2009 годы. Все это обещает: еще должно пройти долгое время развития, пока общество и экономика найдут свои берега. Хотя не нужно забывать, что Турция - 17/18-я по номинальному размеру экономика мира. Ожидаемая продолжительность жизни в Турции - 75,8 года (58-е место в мире). Турция - член НАТО с 1952 года, член ОЭСР - клуба развитых государств. И, наконец, Турция - это страна, вечно ожидающая приема в члены ЕС (заявка была подана в 1987 году).
Турцию часто сравнивают с Россией: бывшая империя, и Европа, и Азия, вечно нуждающаяся в модернизации, пытающаяся пробиться в Европу, вечно провозглашающая свой особый путь, всегда помнящая о своем величии и пытающаяся восстановить его. Вечно стоящая у дверей Европы. Как соседи Россия и Турция дружат хозяйствами и конкурируют друг с другом в экономиках Закавказья и Средней Азии. Общность корней Турции и этих регионов (тюрки), пронизанность воздуха исламом не могут не влиять. Элиты 5-7 регионов России любят учить своих детей не в Лондоне и Женеве, а в Стамбуле. Теснейший обмен людьми. В России находится около 70 тысяч граждан Турции. Оценка численности россиян в Турции: от 50 тысяч до 100-200 тысяч человек.
Турция - один из ключевых клиентов России. В 2015 году на Турцию приходилось 4,4 процента внешнего товарооборота нашей страны. Очень выгодная торговля для нас: 9,5 процента всего положительного сальдо торгового баланса России. Правда, потом оно во многом "съедается" туризмом, услугами, которые мы у Турции только покупаем. До осени 2015 года - более 3 миллионов отдыхающих из России. Что еще? Прямые инвестиции из Турции в Россию очень невелики, всего лишь 0,3 процента иностранных денег, приходящих в Россию надолго, в капитал, оборудование, технологии. Может быть, еще какие-то "турецкие деньги" прилетают из офшоров, но сколько - никто не знает. В Турцию из России вкладывается гораздо больше. В любом случае, очевидно, что как бы ни конкурировать и ни спорить друг с другом, но Россия и Турция связаны не ниточками, а, скорее, шпагатом и кровно заинтересованы в рынках друг друга, в стабильном взаимном росте, дающем хлеб и молоко для каждой из экономик. Тем более что Турция по-прежнему может стать для России "южными энергетическими воротами" в Европу.
Здесь нет братства, нет родства, а есть взаимный интерес, который немедленно будет нарушен, если кто-то предложит Турции что-то более выгодное. Сегодня она как невеста на выданье в истории с газопроводами, то ли минуя Россию (TANAP из Азербайджана), то ли из России ("Южный поток"). И ее самый сильный интерес - отношения с ЕС и США, а первый по значимости торговый партнер - Германия, третий - Великобритания. Россия - четвертый.
Любые политические потрясения приводят, как правило, к росту рисков. Они часто связаны с немедленным падением производства в стране, особенно если происходят не как ответ на бедность и экономический кризис (это - не случай Турции), а в ходе роста, как вмешательство исключительно в политическую структуру и ее идеологию. Попытка переворота в ночь на 16 июля - из этой области. Общество в Турции разделено, сторонники нынешней власти, судя по результатам выборов, - примерно 50 процентов населения. За переворотом с высокими шансами могла наступить эпоха гражданского конфликта, усугубляемого войной в Сирии и вечно тлеющим противостоянием с курдами.
Следствия - очень простые. Немедленная рецессия в Турции, финансовый кризис, сжатие всех видов ее связей с внешним миром, еще одна глубокая борозда в сырьевой экономике России. Разрушение еще одного "стального каната", удерживающего нашу экономику. Нам этого не нужно. Мы и так находимся под очень сильным внешним давлением (сильный доллар, низкие цены на сырье, взаимные санкции, проекты ЕС по выталкиванию России с рынков топлива, физическое сжатие товарных потоков со странами-соседями).
А миру - не нужно еще одной соломинки, которая может переломить спину верблюда. Только что глобальные финансы пережили шок, связанный с Брекзит. Еще один шок, уже в Турции? Всегда есть вероятность "эффекта домино", когда вслед за кризисом в одной из крупных стран начнутся финансовые инфекции и рыночные шоки начнут взламывать границы экономик по всему миру. России эта ситуация хорошо знакома. Турецкая лира в пятницу успела упасть на 5-6 процентов к доллару. Доллар всегда укрепляется в минуты роковые. И он это сделал к евро, успел на один процент. Если бы события в Турции продолжались по нарастающей, то эта неделя могла бы стать вакханалией на финансовых рынках. Следствия для России были бы однозначны: давление вниз на рубль и финансовые рынки, рост процента, подталкивание вверх инфляции, шторм и риски.
Лучше бы не было ни бури в Великобритании, ни тлеющего болота в Греции, ни вспышки в Турции, ни пожаров где-либо еще. Нам очень нужно время и спокойствие на наших берегах, чтобы разобраться в собственной экономической жизни. Там, на этих далеких берегах, и так много тех, кто поворачивается к российской экономике спиной. Это давление еще нужно пережить, чтобы выстроить собственную модель роста, модернизации, конкурентоспособности. Но не в крепости и не с криками: "Никогда не сдадимся врагу!", а в открытой, социальной рыночной экономике России, обеспечивающей качество и продолжительность жизни выше, чем в Турции или в Чехии. Или даже в Испании, которая когда-то сама пережила имперскую ломку, но стала пятой в мире по продолжительности жизни (82,8 года).