В Историческом музее рассказали о королевских играх в рыцарей

Выставку "Королевские игры. Западноевропейское оружие периода позднего Ренессанса из собрания ГИМ" можно назвать уникальной без всяких скидок. Никогда ранее Исторический музей не показывал свою коллекцию рыцарских доспехов и оружия, созданных мастерами Возрождения.

Более того, о коллекции мало знали даже специалисты. Большинство раритетов попали в музей из немецких музеев после войны, в 1946. Большая часть потом вернулась в ГДР, а часть "неопознанных" экспонатов осталась в ГИМе....

"Это доспех короля Франциска I из серии, которую Фердинанд Австрийский заказал своему доспешному мастеру в дар французскому монарху и его присным, - говорит куратор выставки Анна Герасимова в зале, где нас окружают доспехи европейских правителей. - Золоченый орнамент делали мастера инсбрукских императорских мастерских".

Широкая полоса с узором идет по ребру кирасы, заходит на ожерелье (так называется часть доспеха, прикрывающая воротник шлема), забрало, спускается на пластинчатые набедренники. Стальной комплект на высокого короля весил не больше 30 килограммов и был вполне себе рабочим - способным отклонить удар. Именно что рабочим: его надевали, но в нем уже не воевали. В XVI веке (а доспехи, представленные на выставке, относятся именно к этой эпохе) рыцарских битв насмерть уже не было. Но воскрешение средневековой рыцарской культуры было одним из способов укрепления образа короля-рыцаря. Отсюда и турниры, которые были не только "спортивной" демонстрацией боевых навыков, но и придворно-полевым театром, неотъемлемой частью придворных празднеств.

Да и как можно было, например, комплект Фридриха II фон Лигниц-Бриг подставлять под острие боевого копья! Так узорно-золоченую протравку по оплечьям повредить можно! Между прочим, эта техника протравки, придуманная Даниилом Хопфером, фактически та же, что используется при создании офорта. Всадники на королевских турнирах мчались друг на друга с турнирными копьями (копье вставлялось в кольцо под правой подмышкой доспеха), украшенными коронелями, короночками о трех-четырех зубцах (вот коронель, такой изящный, под стеклом). Короночка должна была сходу впиться в щиток, копье должно было сломаться - и сломавший его первым считался победителем.

Впрочем, поединок и с тупыми копьями был мероприятием небезопасным. Иные властители летели на землю со сломанными ребрами и сотрясениями "башни" (и смертельные случаи, даже с королями, на турнирах бывали). А уцелевшие могли продолжить битву мечами.

Роговая рукоять драгоценного тирольского меча инкрустирована вставками-крестами, у перекрестья - восклицание на старонемецком Hilf Gott! - "Помоги Бог!"...

Другой меч можно и нужно читать, он и называется календарным. На клинке расписан каждый месяц, святцы по дням, а у основания клинка - расчет Пасхи и Пятидесятницы на годы вперед. А вот по этой кирасе можно изучать подвиги Геракла: они тут вытравлены, обведены золотом, вокруг тщательно гравированный растительный орнамент.

Среди боевого набора рыцарских времен - арбалеты с гравировкой по слоновой кости. Колесцовый пистолет и к нему драгоценная патронная коробка для пяти зарядов. Чудо оружейное мысли - саксонская стреляющая рогатина, а рядом - маленькая салютационная пушечка, украшенная грифонами, с запальным отверстием в виде крылатого сердца...

XVI век считается временем расцвета оружейного дела, но скорее это было искусство в чистом виде, что оно должно было воспитать идеальных, просвещенных и - в первую очередь! - гуманных правителей. Но, судя по событиям, случившимся с тех пор, не воспитало.