Вместе с тем за последние годы государству удалось в значительной мере улучшить ситуацию в этой сфере.
Введена система лицензирования управляющих организаций. Благодаря ей удалось освободить дома от большей части недобросовестных компаний. Лицензирование прошли более 16,7 тыс. организаций, и порядка 13% управляющих компаний уже на первом этапе не смогли пройти эту процедуру и покинули рынок. Причем каждый руководитель управляющей организации сдал квалификационный экзамен на знание жилищного законодательства, 10% руководителей, проваливших экзамены, покинули свои должности.
Благодаря лицензированию также удалось радикально сократить проблему "двойных платежек". Теперь выставлять квитанции имеет право только та компания, которая получила право на управление конкретным домом, а сведения об этом находятся в открытом доступе.
Стала более удобной и доступной процедура проведения общего собрания собственников жилья. Введена очно-заочная форма проведения собраний, предусмотрена возможность электронного голосования. Усилен контроль за недопущением фальсификаций протоколов общего собрания: введены единые правила оформления протоколов, установлен порядок их передачи в органы государственного жилищного надзора, протоколам придан статус официальных документов и введена уголовная ответственность за их фальсификацию.
Что касается расходов на общедомовые нужды, все платежи сверх установленного норматива оплачиваются за счет прибыли управляющих организаций. Одновременно ужесточается ответственность граждан за отказ от использования приборов учета и искажение их показаний, из-за чего и возникает значительная часть расходов коммунальных ресурсов на общедомовые нужды.
Предоставление некачественных коммунальных услуг будет караться штрафами. Причем такие штрафы будут выплачиваться непосредственно пострадавшему потребителю. А штрафы за "ошибки" при выставлении счетов по оплате жилищно-коммунальных услуг составят 50% стоимости этих услуг.
Мы планируем продолжить борьбу со злоупотреблениями на рынке управления жильем и принять еще ряд мер по дальнейшему наведению порядка в этой сфере.
Во-первых, необходимо убрать с рынка "пустые" управляющие компании, сократив срок действия лицензий у компаний, не управляющих ни одним многоквартирным домом в течение 6 месяцев, ввести процедуру лишения лицензии за систематические и грубые нарушения, приводящие к причинению ущерба гражданам или причинению вреда их жизни и здоровью.
Во-вторых, надо повысить эффективность экономической деятельности управляющих организаций, стимулировать их к оптимизации расходов и реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирных домов без ущерба для качества оказываемых услуг.
В-третьих, мы намерены создать механизм дифференцированной ответственности управляющих организаций: с одной стороны, снизить излишнюю административную и финансовую нагрузку на них, а с другой стороны, усилить их ответственность, создав условия для упрощения принятия решений о смене управляющей организации собственниками жилых помещений.
Уверен, что эти действия будут способствовать реальному улучшению качества жизни граждан нашей страны.