19.07.2016 12:20
    Поделиться

    Депутаты предложили переименовать Министерство природных ресурсов

    Депутат из Иваново Роман Ефремов предлагает переименовать главное экологическое ведомство страны в Министерство охраны природы
    Любое время года в России с завидным постоянством преподносит серьезные, часто драматические проблемы, связанные с конфликтами людей и окружающей среды. Зачастую возникают они по глупости и на пустом месте: так, непогашенные сигареты приводят к выгоранию лесов, а тяга к охоте - к уничтожению "краснокнижных" видов животных. Не говоря уже о широком поле экспериментов, на котором у кого-то порой возникает желание проверить, сможет ли, к примеру, белый медведь съесть петарду.

    Ведомств, которые призваны гармонизировать отношения человека и природы, в России предостаточно. Всевозможные департаменты экологии, природных ресурсов и т.п. разрабатывают программы, планируют и осуществляют их финансирование, которое с каждым годом увеличивается. Так, эксплуатационные затраты на охрану окружающей среды в целом по России за четыре года с 2012 по 2015 выросли на 50 с лишним миллиардов рублей или на 22%.

    При этом сами названия данных институтов говорят сами за себя: на первом месте всегда стоят природные ресурсы, что лишь подчеркивает потребительские настроения - мы будем черпать, а дальше хоть трава не расти. Она и перестает расти в буквальном смысле. Главный профильный орган называется министерством природных ресурсов и экологии. Единственным ведомством, которое черным по белому называется природоохранным, оказывается одноименная прокуратура. При этом заметим, одно лишь упоминание названий государственных органов по частоте и силе воздействия можно сравнить с эффектом от рекламы.

    Понятие экологии еще в XIX веке ввел в употребление немецкий ученый Эрнст Геккель. Так он назвал науку о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой. От "геккелевской" экологии и растет вся западная модель отношений человека и природы, гармонизацией которых занимаются мощные негосударственные организации.

    В России же сообщества людей, озабоченных охраной природы, не только испытывают традиционный дефицит финансов, но и вынуждены преодолевать психологические барьеры на пути к решению экологических проблем. "Русскому человеку, который исторически всегда жил в гармонии с природой, просто не приходилось всерьез разбираться в том, что такое экология, - говорит член федерального экологического совета, депутат Ивановской областной думы Роман Ефремов. - 2017 год в России объявлен Годом экологии. Для большинства населения естественен вопрос: годом чего? Мы подменяем понятия, а от этого искажается суть. А проблемы пылающей тайги и исчезающих сайгаков остаются".

    Возможный выход к восстановлению многовекового баланса в отношениях россиян и родных просторов обнаруживается в совершенно неожиданной сфере - а именно филологической. Недавно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о важности чистоты русского языка - а именно о необходимости "поставить заслон агрессивной экспансии чужеродных слов, аналоги которым есть в нашем родном языке". Но законов мало - важно, чтобы в семьях, на бытовом уровне к заимствованиям и прочим жаргонизмам относились с настороженностью - понимали и могли объяснить их смысл, знали, "как это по-русски".

    "Несмотря на то, что статистика свидетельствует о постепенном уменьшении негативного влияния человека на окружающую среду в России, кардинального поворота в принятии и решении проблем охраны природы в стране не наступило, - считает Роман Ефремов. - Главная преграда для качественного рывка, на мой взгляд, - именно ментальная. Министерство природных ресурсов и экологии предлагаю переименовать в министерство охраны природы. Департаменты экологии предлагаю переименовать в департаменты охраны природы. Аргументы просты: до сих пор мы исходим из собственных потребительских настроений в вопросах экологии: для нас на первом месте - сами природные ресурсы, а уж потом охрана и защита природы от нашего вмешательства. Необходим другой приоритет: мы охраняем природу и только потом потребляем то, что она нам позволит взять. Символами такой смены парадигм и должно стать переименование ведущих федеральных и региональных профильных ведомств. Считаю, что федеральный экологический совет должен обратить внимание на этот вопрос. Конечно, переименование министерств и ведомств проблему не решит, но такой шаг мог бы стать символом нашего понимания экологии не как отвлеченного термина, взращивание которого выгодно отличает западное общество, а как близкого каждому россиянину вопроса охраны и заботы о родной природе". Недаром говорят: "Как вы яхту назовете, так она и поплывет".  

    Цифры

    •    Выбросы загрязняющих атмосферу веществ в 2015 году на душу населения составили 214 кг.

    •    Образование отходов производства с 2006 по 2015 годы выросло на 1,5 млрд тонн или на 44 %.

    •    В 8 раз снизилось количество введенных в эксплуатацию станций по очистке сточных вод в России в 2015 году по сравнению с 2014-м.

    •    Количество посетителей национальных парков за 10 лет увеличилось в 4,7 раза.

    (по данным Росстата)

    Поделиться