К внедрению новых систем в ЖКХ подталкивают не только рост стоимости, но и другие обстоятельства. В Смоленске, например, две последние зимы запомнились постоянными авариями на теплосетях, из-за которых тысячи людей в мороз лишались горячей воды и тепла. Привести в порядок изношенные магистрали в короткие сроки невозможно. А потому заинтересованность в индивидуальном отоплении жилья проявляют не только граждане, но и местные власти. Еще одним существенным поводом стал переход на тарифицированные по этажности нормативы отопления, в связи с чем в одно- и двухэтажных домах 1999 года постройки и старше норматив потребления увеличивается в два раза. В Калужской области, например, насчитали 1600 таких зданий. В семи районах - Жиздринском, Куйбышевском, Барятинском, Хвастовичском, Мещовском, Мосальском и Ульяновском - перевод на поквартирное отопление уже выполнен в прошлом году, и эта работа продолжается.
Предшественниками современных систем индивидуального отопления можно считать огромные, шумные и тяжелые котлы АОГВ, которые уже в послевоенное время устанавливались в малоэтажных домах и обеспечивали жильцов не только теплом, но и горячей водой. Потом появились индивидуальные проточные нагреватели - "газовые колонки", вызывавшие у соседей зависть, поскольку позволяли их счастливым обладателям не зависеть от отключений горячей воды. В конце концов инженеры создали двухконтурные газовые котлы, которые не занимают много места даже в небольшой кухне и успешно справляются с отоплением и горячим водоснабжением отдельной квартиры. Оценив их преимущества, многие успели самостоятельно смонтировать такие системы в собственных квартирах, отключившись от централизованного отопления, но с 2011 года эта операция стала практически невозможной.
- Федеральный закон о теплоснабжении не запретил, а ограничил и упорядочил перевод квартир на индивидуальное отопление, - уточнил заместитель гендиректора и главный инженер смоленской газораспределительной компании Сергей Стоянов. - Мне это кажется правильным, поскольку такие действия, помимо всего прочего, были несправедливыми по отношению к соседям.
- Вы установили в своей квартире систему индивидуального отопления, вывели дымоход через стену, а все ядовитые продукты сгорания начали попадать в открытые форточки, окна и балконы других жильцов. Кроме того, в старых домах отапливаются лестничные клетки и квартиры соседей, и это значит, что даже при отключенной системе индивидуального отопления температура у вас в квартире вряд ли опустится ниже 10 градусов. То есть вы все равно пользуетесь централизованным отоплением! И я согласен с нынешним подходом: если есть желание перейти на индивидуальное отопление, давайте переведем весь дом, - утверждает Сергей Стоянов.
Процесс перевода жилого дома на индивидуальное отопление непрост и затратен. Серьезная проблема, например, может возникнуть из-за пропускной способности газовых труб. Поскольку в квартиры нужно будет подавать куда больше газа, придется менять стояки, рассчитанные только на газовые плиты, и даже подводящий газопровод. Еще сложнее проблема дымоудаления. Согласно федеральному закону, дымоход должен подниматься выше уровня здания, и, если он изначально не предусмотрен, придется устанавливать в полуметре от фасада приставной, присоединяя к нему соответствующие трубы от котлов в квартирах. Это, мягко говоря, некрасиво. Кроме того, в котел должен поступать воздух, что означает необходимость еще одного отверстия в стене.
- Есть проблемы с памятниками архитектуры, - признает замминистра строительства и ЖКХ Калужской области Руслан Маилов. - Невозможно пройти архитектурную экспертизу и получить разрешения на приставные газоходы и необходимые мероприятия, меняющие фасад здания. Сейчас мы пытаемся убедить защитников памятников, что приходится идти на жертвы ради населения.
Калужские чиновники говорят, что в 330 из 1600 домов, которые в регионе нужно перевести на индивидуальное отопление, осуществить эту работу не удастся. Речь идет как раз о памятниках архитектуры и ветхом жилье, подлежащем расселению. В Смоленской такие системы в старых домах также внедряются, пусть и не столь активно, как у соседей. Переведены на "индивидуалку" практически все многоквартирные дома в районных центрах Рудня и Демидов, восемь - в Хиславичах, две пятиэтажки - в Ершичах, четыре двухэтажных строения в Катыни и так далее. Производится модернизация различными способами: где-то у жильцов есть средства, и они сумели договориться друг с другом, а где-то в процессе участвуют местные власти.
Самое сложное, как отмечают специалисты, именно договориться: нередко в доме находится один-два жильца, которые наотрез отказываются от индивидуального отопления, например, из-за отсутствия денег. Процесс этот действительно недешевый - стоимость перехода составляет до 100 тысяч рублей на одну квартиру в старом доме. В эту сумму входит стоимость котла - около 40 тысяч, проект и монтаж - около 15. Плюс нередко приходится менять систему отопления, поскольку оставлять старые чугунные радиаторы в этом случае не рекомендуется. Далеко не каждая семья способна "потянуть" такие расходы. И возникает вопрос: заинтересованы ли в массовом переходе на индивидуальное отопление другие участники рынка теплоснабжения?
- Местные власти - да, - уверен Сергей Стоянов. - Еще много лет для них будет важна эффективность муниципального теплоснабжающего предприятия. Закрывая убыточные котельные, которые сейчас на его балансе, они тем самым способствуют улучшению работы МУПа, повышению его инвестиционной привлекательности. Но денег нет, а найти инвестора практически невозможно.
В прошлом году из-за банкротства одного из промышленных предприятий в Смоленске возникла угроза срыва отопительного сезона на улице Нарвской. Здание заводской котельной, к которой были подключены и жилые дома, попало в конкурсную массу. Городские власти сумели найти заинтересованного инвестора, который установил в микрорайоне современную модульную котельную, однако уже сейчас понятно, что развивать этот бизнес фирма не станет - слишком трудно в Смоленске получать плату за поставленное тепло и слишком велик срок окупаемости. Если на это беспрестанно жалуется монополист - гарантирующий поставщик, понятно, что владельцу одной небольшой котельной приходится еще хуже. В этом смысле переход на индивидуальное отопление для местных властей был бы настоящим подарком: никакой тебе ответственности за аварии и отключения, никакой проблемы неплатежей, никаких дотаций из бюджета.
- Поставщики тепла, разумеется, отнесутся к мало-мальски существенному переходу клиентов на индивидуальное отопление негативно, - считает Сергей Стоянов. - Что касается поставщиков газа, то здесь вряд ли стоит говорить о каком-то приобретении, какой-то выгоде, разве что увеличится количество клиентов, нуждающихся в обслуживании и ремонте оборудования. Думаю, газовый холдинг этого процесса и не заметит: газ, который прежде сжигали на ТЭЦ, сожгут в квартирах.
Эксперты уверены: масштабный перевод жилья на индивидуальное отопление возможен только в рамках федеральной программы - примерно так, как до недавних пор осуществлялся капремонт многоквартирных домов. Энергоснабжающие организации в этом фактически не заинтересованы, у местных и региональных властей нет ни денег, ни политической воли, чтобы превратить эту работу из точечной в системную. А значит, огрехи централизованной системы теплоснабжения еще долго будут сказываться на качестве жизни горожан.