19.07.2016 10:41
Поделиться

Промышленники Башкирии создали портал для обмена информацией

Машиностроители Республики Башкортостан (РБ) создали специальный отраслевой сайт, где намерены делиться друг с другом самой актуальной информацией - о доступных мощностях, заказах для смежников. Также будет организован и общий обучающий центр - опять же с помощью интернет-технологий.

Искать новые решения заставляет жизнь. По предварительным итогам полугодия, отрасль показала рост в полпроцента по сравнению с аналогичным периодом 2015, что с учетом нынешней ситуации оценивается как положительный результат. Увы, накопились и проблемы. Например, общий объем отгруженных товаров собственного производства и оказанных услуг снизился по сравнению с прошлым годом на 4,1 процента. Более чем на процент сократился список работающих, в полтора раза увеличилась просроченная задолженность по расчетам предприятий с бюджетом и различными фондами.

- В сложившейся ситуации надо искать совместные решения, анализировать и перенимать опыт успешных предприятий. Наше ведомство готово оказать любую организационную помощь, - говорит министр промышленности и инновационного развития Башкирии Алексей Карпухин.

Одно из новых решений предложил председатель Союза машиностроителей республики, управляющий директор Уфимского моторостроительного производственного объединения Евгений Семивеличенко. По его словам, на предприятии сейчас запускаются новые линии по выпуску трех авиационных двигателей, и объединение готово предложить смежникам до 30 тысяч наименований различной оснастки и оснащения. Что нужно предприятию, можно узнать на специальном отраслевом сайте.

- У нас уже работают площадки, где представлена информация о наличии на территории республики различного оборудования, о купле-продаже станков и изделий, неликвидов, - сообщил один из разработчиков веб-ресурса Дмитрий Мельников. - Но главная задача - объединить предприятия отрасли для решения общих проблем. Поэтому акцент делаем на предложении различных вариантов совместной деятельности, будь то коллективное использование оборудования, исполнения контракта, проведения закупок. К сожалению, портал "раскручивается" не так быстро, как хотелось бы, многие директора привыкли работать по старинке.

Еще одним совместным проектом предприятий отрасли может стать дистанционное обучение и переподготовка кадров. На сей раз инициатором выступает правительство республики в лице госкомитета по информатизации.

- Такие специализированные виртуальные тренажеры в республике есть только у нескольких крупных холдингов, а потребность в грамотных кадрах существует у всех, - говорит зампредседателя этого комитета Расул Таипов. - Мы предлагаем совместно с бизнесом выбрать две-три наиболее востребованные профессии, приобрести необходимое программное обеспечение для тренажеров и курсов, тестирования. Причем актуализацию базы данных, сопровождение, серверное обслуживание комитет может взять на себя.

Сам портал дистанционного образования уже работает, и чтобы актуализировать его, сделать востребованным именно для бизнес-структур, госкомитет вкладывает более пяти миллионов рублей. Кроме того, начат такой перспективный проект, как внедрение электронной версии профессиональных стандартов. Сейчас уже идет подготовка 15 профессиональных курсов, объем вложений в программное обеспечение составляет более 15 миллионов рублей.

- Несмотря на явные преимущества подобной формы работы, самостоятельно мы процесс пока не запустили, - признается Расул Таипов. - Здесь нужна помощь практиков, даже, я бы сказал, политическая воля руководителей предприятий.

Впрочем, дальнейшие пути развития машиностроители ищут не только в виртуальном пространстве. Например, началась разработка совместной программы двух министерств - сельского хозяйства и промышленности, призванная решить проблему восстановления и ремонта сельхозтехники. По оценкам специалистов, рынок здесь огромный, его потенциал в Башкирии составляет до двух миллиардов рублей. Конечно, аграрии и сами не сидят сложа руки, но пока из примерно трех тысяч изнашиваемых в сельхозтехнике деталей они освоили восстановление разве что третьей части.

- Большинство техники на полях республики - импортного производства, - констатирует заместитель министра сельского хозяйства РБ Загит Нуриев. - Конечно, для изготовления запчастей к ней существуют особые требования. Но это не всегда выгодно промышленности, привыкшей работать с большими объемами. В рамках сотрудничества возможен вариант создания специальных хозрасчетных групп, предоставления субсидий.

Аграрии рассчитывают заинтересовать машиностроителей не только республиканским рынком, но и возможностью исполнять заказы из соседних регионов. "Тогда объем можно смело увеличить в 20-25 раз", - поддерживает представителей аграрного ведомства и Алексей Карпухин. Возможно, что и на портале машиностроителей появится специальный раздел, посвященный именно аграрному направлению.

мнение

Дмитрий Шаронов, вице-премьер правительства РБ:

- Года три назад я сетовал, что многие директора машиностроительных предприятий не знакомы друг с другом, хотя их производства находятся буквально за соседним забором. Теперь картина совершенно иная, и последняя встреча руководителей предприятий отрасли, которая прошла в Благовещенске, это ясно показала. Пригласили сто человек, приехали почти все. Сразу было видно, что собрались единомышленники, знающие общие проблемы и стремящиеся их решить. Не секрет, что конкуренция в отрасли с каждым годом становится все больше, и выжить можно только сообща. При условии, конечно, что и правительство будет постоянно в контакте с производственниками.