Ученые доказали, что уровень образования записан в ДНК

Казалось бы, что-что, а число лет, которые человек учится, практически полностью зависит от среды - обеспеченности семьи, уровня системы образования в стране и т. д. Но, оказывается, это мнение обманчиво.

Еще в 1980-е годы генетики убедительно доказали, что уровень образования зависит от наследственности. Только вот какие конкретно гены работают в "сфере образования"? Ответ дать крайне сложно. Дело в том, что здесь задействованы одновременно сотни, если не тысячи разных генов, причем вклад каждого может быть очень малым. То есть, даже зная, что связь между уровнем образования и генами есть, ученые не могли указать, какими именно. Чтобы получить такую наводку, требуется проанализировать громадные генетические выборки. И чем больше выборка, тем больше шансов, что даже самые слабые генетические влияния могут быть обнаружены.

Сейчас такая возможность, наконец, появилась: созданы быстрые и дешевые методы расшифровки геномов. И сразу произошел прорыв. Ученым удалось резко сузить поле поисков, выявив всего 74 гена, каждый из которых влияет, пусть и косвенно, на уровень образования. Причем их состав оказался довольно показательным. Например, среди "подозреваемых" преобладают гены, участвующие в развитии и работе мозга. Эти результаты выглядят логично: вполне можно допустить, что индивиды с хорошо развитым мозгом будут, при прочих равных, проявлять больше склонности к учебе.

Впрочем, авторы очень осторожны с выводами, подчеркивая, что термин "гены образования" некорректен по трем причинам. Уровень образования все же значительно больше зависит от среды, чем от генетики. Влияние каждого отдельно взятого гена на рассматриваемый признак невелико. Наконец, гены могут влиять на признак "уровень образования" не напрямую, а через ряд промежуточных вариантов.

Так или иначе, исследование показало, что если очень постараться и набрать много данных, то можно найти конкретные гены, влияющие на "уровень образования". Кроме того, в очередной раз продемонстрировано, что даже сложные поведенческие признаки, которые определяются в основном средой и считаются приобретенными, ненаследуемыми, могут носить в себе генетическую составляющую.