Цель проекта - рассказать о том, какой вклад вносит "Транснефть" в развитие российских регионов, как прочна и неразрывна ее связь с жизнью нашей страны, ее достоянием и ценностями.
На портале "Пути российской нефти" сказано: "Наш проект о неизвестной, многогранной России. Сегодня основные русские первооткрыватели уже не герои-одиночки, не отдельные экспедиции, а крупные нефтегазовые и нефтегазотранспортные компании. Страна связана нефтепроводами в десятки тысяч километров из конца в конец, и у каждого километра труб этой артерии - свой рассказ, своя судьба".
Руководитель службы интернет-проектов "Интерфакса" Юрий Погорелый рассказал о целях проекта "Пути российской нефти", своих задачах и впечатлениях от поездок по удивительной стране "Транснефть".
С человеческой точки зрения
Приступая к работе над проектом, рассказывает Юрий, мы отдавали себе отчет в том, что рассказывать о такой масштабной компании, как "Транснефть", - далеко не самая простая задача. Компания сейчас, что называется, на слуху, в какой-то дополнительной рекламе она не нуждается. Вместе с тем мы обратили внимание на тот факт, что основная масса населения страны зачастую воспринимает "Транснефть" как одну из добывающих компаний. Но о том, что это крупнейшая в мире транспортная трубопроводная система, многие даже не подозревают. А ведь роль, которую компания играет в жизни сотрудников и жителей регионов своего присутствия, - огромна. Поэтому нам захотелось показать, как все обстоит на самом деле.
У "Интерфакса" есть такая возможность. Наша постоянная аудитория в сети Интернет составляет около 10 млн человек. Проект дает нам возможность рассказать нашим посетителям, чем "живет и дышит" "Транснефть" сегодня. Можно сказать, что суть и цель проекта - с человеческой точки зрения посмотреть на компанию, которую привыкли воспринимать исключительно в разрезе цифр, объемов перекачки и инвестиций. И сделать это нужно с помощью простых, порой даже бытовых рассказов и историй о том, что "Транснефть" сегодня значит для страны, для ее населения, экономики. Поэтому наш проект так и строится: сквозь призму работы компании мы показываем необъятность и красоту России и через самые потаенные уголки страны - саму "Транснефть", ее коллектив, ее производственные мощности.
Идея показать красоту страны в привязке к линиям трубопроводов на практике реализуется так. Мы сознательно едем туда, куда непросто добраться, а многим - вовсе невозможно. Но этот маршрут тем и прекрасен, что он не исхожен, не истаскан, большинству совсем неизвестен. Мы идем по трассе нефтепровода и представляем людям наш маршрут как туристический. Стараемся показать им красоту незнакомых мест.
Любой маршрут проекта, конечно, согласовывается с "Транснефтью". Он привязан к ее организационной структуре, ведь мы рассказываем не только о трубах, но и о структуре компании, ее подразделениях и дочерних предприятиях.
В поездки отправляется группа из трех человек. Это автор-продюсер, фотограф и оператор. Состав группы может меняться в зависимости от характера поездки. Но каким бы он ни был, всегда надо тщательно подбирать необходимое оборудование. Ведь если ты едешь зимой, например, в Якутию, то нужны дополнительные батарейки для обогрева, "хитрое" оборудование, которое позволит квадрокоптеру нормально работать. Это наши самодельные устройства, без которых аппарат при минус 20 летать вообще не будет. И техника, и люди в таких поездках должны уметь работать в суровых условиях. Подготовка к поездке занимает около двух недель, еще неделю длится сама экспедиция. На последующий творческий процесс уходит больше времени. Создание текстов, отбор фото- и видеоматериалов, дизайн, верстка и программирование, представление материала на сайте занимает от одного до двух месяцев. Поэтому, стараясь "выжать" из поездки максимум, из каждой экспедиции мы привозим несколько материалов в разные рубрики и на разные темы.
То, о чем забыли
Проект состоит из трех частей. Первая - "Пути нефти" - рассказывает о красоте нашей страны. Иногда кажется, что наши соотечественники только сейчас начали осознавать, насколько красива Россия. Мы живем в плену стереотипов, уверен Юрий Погорелый: все знают, как романтичен Париж, как прекрасны южные острова... А что на родине, порой буквально рядом с нами, есть поистине чудесные места, не знаем. Хорошо, если наш проект хоть немного изменит ситуацию.
Вторая часть - "Территория развития". Это о людях. Говоря откровенно, о простых людях мы тоже забыли. На слуху политики, олигархи, бизнесмены, персонажи светской хроники. Тех же, кто реально живет на земле, работает руками, никто не знает. О тех, кто действительно трудится, спокойно делает свое дело, мало кто сейчас рассказывает. А ведь как бы банально это ни звучало, именно благодаря им и живет наша страна. Мы хотим рассказать об этих людях, о местах, в которых они живут и которые меняются благодаря их труду в компании "Транснефть".
Третья часть проекта - "Энциклопедия технологий". Она для тех, кто хочет понять, чем и как конкретно занимается "Транснефть". Это своего рода иллюстрированная энциклопедия, которая позволит простому обывателю, молодому специалисту, студенту или даже школьнику узнать ответы на самые распространенные вопросы, касающиеся транспортировки нефти и нефтепродуктов.
"Мне и самому, кстати, очень интересно, как все это перекачивается. Каждый раз узнаю что-то новое и поражаюсь. Технологии разгона нефти на гигантские расстояния - это совершенно фантастические вещи. Тысячи километров отделяют месторождения нефти от портов, где она отгружается на танкеры. При этом нефтепроводы прокладывают там, где до этого вообще ничего не было. И казалось, что быть не может в принципе. Это то, чем мы реально можем гордиться", - говорит Юрий.
Возможно, рассказы о технологиях не соберут столько же просмотров, сколько истории о людях, о природе. Тем не менее, думаю, потенциал и у этой части проекта огромен. Ведь есть гигантская мужская аудитория у технических сайтов. Миллионы людей ищут в Сети все, что касается, например, самолетов или машин. Это потенциально "наши люди". Просто никто еще красиво, увлекательно, захватывающе не рассказывал о тех реальных вещах - на первый взгляд обычных, а на самом деле чрезвычайно важных, - которые наши люди сами делают.
Первым предприятием, показанным в проекте, стала "Транснефть - Сибирь". Это крупнейшее дочернее предприятие "Транснефти", оно обслуживает 27 магистральных нефтепроводов. Сейчас здесь заканчивается реализация самого северного и самого современного проекта компании - "Заполярье - Пурпе".
Пока у нас было две экспедиции: побывали в Сибири, в Якутии. Следующие съемки предполагаются в европейской части России. Но в Сибирь мы, конечно, еще вернемся.
Сибирь с немецкой дисциплиной
В Сибири и Якутии есть места, которые сравнительно недавно были совсем заброшены. И вот они стали возрождаться, развиваться. И людям там стало интересней и лучше жить. И это стало возможно, в том числе благодаря "Транснефти", которая приносит туда инфраструктуру, развитие, дает рабочие места. Это и отдаленный поселок вроде Демьянского, и небольшой городок вроде Ленска.
По большому счету, люди, которые там живут, вроде бы и не отличаются от жителей столицы и крупных городов страны. Тем не менее у них другой темп жизни, иные жизненные приоритеты. Им не знакома суета городов-миллионников, они постепенно и спокойно превращают свою малую родину в ту самую "Территорию развития", о которой мы рассказываем в одном из разделов проекта, шаг за шагом делают свою жизнь и жизнь окружающих лучше. С ними очень интересно общаться. Они, конечно, немного стесняются, что к ним так вот приехали что-то выспрашивать, брать интервью, снимать. Но на самом деле видно, что они своими местами и своей работой очень гордятся.
Что еще поражает в нефтепроводчиках - это дисциплина. Мы ведь нередко и в разных местах сталкиваемся с примерами безалаберности. Но в "Транснефти" такое немыслимо - там просто какой-то универсальный порядок. Немецкая дисциплина. И работают там не иностранцы, а наши люди, люди из глубинки. Все на своих местах, везде идеальная чистота, пылинку трудно найти. И это на объектах, которые изначально не согласовывались в экспедиционных планах, там специально к нашему приезду никто не готовился.
Общаясь с работниками "Транснефти", делюсь с ними этими впечатлениями. А они смотрят на меня с некоторым недоумением, говорят: вы вообще знаете, сколько здесь атмосфер в трубе? Представляете, что будет, если что-то пойдет не так, если не будет такого порядка? На этих людях постоянно лежит огромная ответственность. И ты видишь, как хорошо они с ней справляются. Она на них не давит, не мешает им. Для них ответственность и дисциплина - это норма. Они так живут. Наши, российские люди…
Нельзя не поблагодарить их за помощь в нашем деле. На местах предприятия нам очень хорошо помогают. И транспортом, и советом. Мы сами чувствуем себя сотрудниками "Транснефти" - такое отношение. Ездим на транспорте компании, питаемся в столовых вместе с персоналом. Особенную благодарность хочу выразить водителям. Никто, как они, не знает, где можно красиво снять, где интересные места, где есть что-то необычное или забавное. Водители "Транснефти" - наши главные советчики и проводники.
В Демьянское хочется вернуться
Весь проект рассчитан на два года, рассказывает Погорелый, он будет постоянно обновляться, а потом станет жить как отдельный сайт. Надеюсь, что он еще долго будет актуальным, потому что ребята снимают, не побоюсь этого слова, "нетленку". Это и история, и география, и технологии. Материала очень много, и весь мы его использовать не можем. Огромное количество красивого материала остается, но мы обязательно найдем ему применение.
То, что размещается на портале, можно сравнить с хорошей аннотацией к книге. Прочитал и понял - для тебя написано или не для тебя. Если для тебя, читай всю книгу. А мы стремимся, передавая свои ощущения и впечатления, показать: это твое, это для тебя. Многие просто никогда не видели этих мест в реальности, и мы пытаемся оживить их для этих людей. И мы все-таки надеемся, что кто-нибудь посмотрит наш сюжет и задастся мыслью съездить в сибирский поселок Демьянское - почему бы и нет?
Кстати, об ощущениях и впечатлениях. Расскажу о двух самых ярких: одно - громкое, другое - тихое.
Первое. Судно на воздушной подушке, на котором мы едем по зимнему Байкалу, попадает в порыв ветра и начинает идти боком. Думаем, как водитель так лихо едет. Потом оказалось, что это не он едет, а его просто несет. Мощный прилив адреналина, а вокруг тебя потрясающая красота. Чувствуешь стихию: ты и природа - больше никого…
Второе - совершенно тихое впечатление. Это как раз в Демьянском было. Берег Иртыша. Очень высокий. Внизу - большая замерзшая река. На берегу церквушка заброшенная. Жители ее своими силами восстанавливают потихоньку. Крест поставили, кстати, на кусок магистральной трубы. Стоишь один. Вокруг никого. Не видишь ничего, кроме застывшего пейзажа, в котором из человеческих творений только эта церквушка. Тишина. И вдруг звук: от дуновений ветра позвякивают друг о друга куски газовых баллонов. Это такая колокольня. Была у церкви и настоящая, но ее в 1930-е годы снесли. И вот местные прихожане поставили железки вроде металлических ворот и на разной высоте подвесили обрезанные газовые баллоны. Получилась звонарня. Редко такое умиротворяющее чувство испытывал. И к таким моментам хочется возвращаться снова и снова…