Сергей Александрович, на премию вы номинировались дважды. До "Сталинграда" - с фильмом "Стритрейсеры" режиссера Олега Фесенко. Чем он так понравился американцам?
Сергей Головкин: Тем, что машины там красиво "летали". Обычно они у нас просто переворачивались, наезжая на какое-то препятствие. А в этой картине впервые в России использовалась пневматическая пушка, с помощью которой удалось эффектно подбросить авто.
Вторая номинация увенчалась для вас триумфом благодаря фильму Федора Бондарчука "Сталинград"...
Сергей Головкин: Со "Сталинградом" можно войти в Книгу рекордов Гиннесса - такого количества одновременно горящих каскадеров в мировом кино еще не было.
Страшно бывает?
Сергей Головкин: Бывают опасения, что может не получиться задуманное.
Как научиться преодолевать себя?
Сергей Головкин: Ко мне это пришло из спорта. В Бурятии, где я жил в детстве, занимался гимнастикой. Причем начал довольно поздно - в 12 лет. Мне сразу понравилось. Акробатика очень красивая, развивается вестибулярный аппарат. После службы в армии увлекся восточными единоборствами. Там своя специфика, но есть и общее с гимнастикой: нужно уметь терпеть, не бояться риска.
У вас есть любимый трюк?
Сергей Головкин: У меня их много. В фильме украинского режиссера Михаила Ильенко "Фучжоу" человека приносит с неба дождем, он приземляется в стог сена. Когда я приехал на съемочную площадку, выяснилось, что концовка картины уже снята. И приземляться надо не в стог, а в повозку с сеном метров с двадцати. Набрал в карман камешки, и меня подняли на большом кране. Стою, бросаю камешки, смотрю, куда они падают, корректирую высоту и поворот крана. Была опасность приземлиться на лошадь, а не в стог. Примерно такая же авантюра была на съемках фильма "Имитатор". Требовалось выпасть по пояс голым из окна третьего этажа с разбиванием стекла. Выкрутился, порезался, конечно, немного...
Ваша недавняя работа с Александром Миттой в фильме "Шагал - Малевич" стала событием в России и Беларуси.
Сергей Головкин: Я отвечал за трюковые сцены, которые снимались в Петербурге. Было несколько кадров, в которых существовала опасность нанести травму актерам, требовалось обеспечить надежную страховку. Например, в сцене падения прямо перед исполнителями пианино. А еще, когда красные избивают прохожих и сбрасывают их с моста...
В Беларуси доводилось работать?
Сергей Головкин: Я много там работал. Беларусь вообще очень интересная страна, с радушными людьми. Помню, когда приехал туда в начале 1990-х годов на съемки картины "Живая мишень" с Александром Абдуловым в главной роли, то поразился спокойствию и порядку во всем и везде. Это особенно бросалось в глаза на фоне того "раздрая", что был тогда в России. За минувшие четверть века в Беларуси сложилась хорошая каскадерская школа. Минчанин Сергей Каторженко одним из первых прорвался в свое время в элитную группу каскадеров СССР. Он сумел тогда перевернуть "Волгу", причем без применения технических средств, только за счет скорости. Этот кадр вошел во все рекламные ролики про каскадеров. Потом создал свою группу. Сейчас в Беларуси много классных мастеров. Считаю, с него дело пошло.
Среди известных актеров есть те, кто предпочитает сам играть в сложных сценах, без дублера?
Сергей Головкин: Виктор Петренко очень хорошо это делает. Сергей Гармаш и его тезка Сергей Безруков тоже практически все сами выполняют на съемках. Хотя и тот и другой, на мой взгляд, люди неспортивные. В картине "Поцелуй бабочки" Безруков за день научился управлять скоростным катером. А это непросто и даже опасно, особенно под мостами и на больших виражах. На волне катер может вынести, перевернуть. Сережа справился.
У вас, как у всех "киношников", беспокойная профессия. Считается, что людям из мира искусства не всегда удается уделять время семье, что нередко приводит к взаимным обидам, а то и разводам...
Сергей Головкин: Мы с женой Чеславой вместе уже 36 лет. Она у меня единственная и неповторимая! Родила мне сына Вячеслава. Он не стал каскадером, но, будучи экономистом, работает, как и я, в киноиндустрии. Встретились мы с ней и живем все эти годы в Петербурге. Хотя родом она из Гродненской области. По образованию медик. Всегда поддерживает меня, когда, случается, возвращаюсь со съемок "побитый". Есть ведь трюки, которые, как ни страхуйся, сопряжены с травмами. Очень люблю, как моя Чеслава готовит. Особенно белорусские блюда: драники, копченые колбаски, многое другое. Так что с Беларусью у меня давняя и крепкая любовь!