20.07.2016 14:05
    Рубрика:

    "Промышленный" туризм начал набирать популярность в России и Белоруссии

    В Союзном государстве набирает популярность производственный туризм
    Что могут предложить "промышленному" туристу белорусские предприятия? Ответ можно найти в разработанном чуть больше года назад Национальным агентством по туризму Беларуси проекте развития этой интереснейшей сферы.

    Сегодня туристов охотно пускают на кондитерские фабрики "Слодыч" и "Коммунарка". "Минскхлебпром" разрабатывает инструкцию о посещении своих пекарен. Наибольший интерес, по версии городских властей, представляют завод холодильников "Атлант" (там уже разработаны два маршрута), "МАЗ" и "МТЗ", фабрика одежды "Элема", "Минский завод безалкогольных напитков", "Белрыба", "Амкодор", где выпускают мощные погрузчики, и некоторые другие.

    Активно зазывают туристов на завод "Оливария": за последние недели в книге отзывов корпоративного музея появились благодарности на английском, эстонском, китайском, финском языках.

    - К нам едут и иностранцы, и россияне с белорусами. Экскурсия "Исторический маршрут" - одна из самых популярных, включает выход на производство, где можно ознакомиться с технологией пивоварения. Кроме того, мы учим любителей пива разбираться в стилях и ароматах этого напитка. В месяц у нас проходит не менее 30 экскурсий, - рассказывает ведущий специалист по корпоративным коммуникациям пивзавода Ольга Ковригина.

    Директор одной из минских турфирм Лариса Хмельницкая признается: организация экскурсий - дело трудоемкое. Нужно открывать линии в выходной день, когда поток туристов значительно больше, нанимать экскурсовода, разрабатывать маршруты. Одно дело просто поводить по цехам и совсем другое - погрузить в процесс: дать испечь батон на хлебозаводе или упаковать в коробку грильяж на конфетной фабрике. Возникают многочисленные "но": как быть, если производство стерильное? И что делать с техникой безопасности?

    Начальник службы развития и маркетинга "Туровского молочного комбината" Наталья Черник уверена: приглашать туристов заинтересованы только те предприятия, которым есть что показать. Нет смысла водить экскурсионные группы на старые линии и демонстрировать нуждающиеся в капитальном ремонте цеха:

    - Наше предприятие одно из самых современных, открылось в 2013 году.

    Экскурсионных групп принимаем много: о нас знают представители турфирм, и интерес к нам есть всегда. Туристы, которые путешествуют по Туровщине, с удовольствием заезжают к нам в гости, мы бесплатно проводим экскурсию, предлагаем посмотреть на процесс приготовления сыров, а потом и на дегустацию приглашаем.

    В Национальном агентстве по туризму считают: для белорусских предприятий развитие промышленного туризма, скорее, вопрос имиджа, нежели дополнительный источник дохода. Кроме того, в чистом виде производственный туризм не очень интересен. А значит, нужно совмещать его с деловым, рекреационным. Вот тогда будет толк. Пока же на предприятиях разрабатывают маршруты и готовятся принять представителей турфирм. Именно они расскажут потенциальным клиентам, что можно увидеть на стекольном заводе "Неман", куда заглянуть на фабрике "Слодыч" и какие еще предприятия непременно стоит посетить.

    Чем удивить туриста?

    С семенами подсолнечника и кунжутом, с пшеничными отрубями, медом, изюмом, фундуком, тмином и патокой, выпеченный на листьях аира, клена или раскаленном глиняном блине - какого только хлеба нет в Беларуси. Ароматный "Нарочанский", заварной "Старая Вильня", любимчик гурманов "Радзивилл" - не черствеет две недели... Сегодня белорусским технологам есть что предложить потребителю. А также взыскательному туристу, который с интересом пройдется по цехам хлебозавода, посмотрит, как замешивают тесто, формуют и отправляют в раскаленную печь буханки. Возможно, и сам испечет ароматный хлеб. На такие экскурсии точно будет спрос.

    А так все начиналось

    Промышленный туризм зародился в США, в штате Теннесси. Идея принадлежит Джеку Дэниэлу, производителю одноименного виски. Он впервые открыл двери своего завода для туристов. Сегодня в США считается плохим тоном не принимать туристов. Каждая компания, которая дорожит своей репутацией, обязательно показывает свое производство. В России промышленным туризмом традиционно занимаются кондитерские фабрики, пивоваренные заводы, фабрики игрушек и народных промыслов. Бывают и уникальные туры. Например, на алмазное производство в Якутии, но, к сожалению, это не носит постоянный характер.