Министр культуры Пермского края Игорь Гладнев 18 июля представил и.о. руководителя "Театра-Театра" Виктора Шилова, который в 2013-2014 годах занимал должность начальника юридического отдела театра. До того, 15 июля министр уволил художественного руководителя "Театра-Театра" Бориса Мильграма.
Основной причиной (или поводом) послужил якобы инспирированный Мильграмом "срыв гастролей театра "Сатирикон", намеченных на сентябрь в рамках федерального проекта "Большие гастроли". Сам Мильграм и дирекция театра утверждает, что поскольку их никто заранее не предупредил об этих гастролях, на соответствующие даты текущего пермского репертуара (включая юбилейный бенефис актера) уже продаются билеты. Театр пытался несколько сдвинуть даты, но ни на какие переговоры министерство не шло.
Не успел региональный министр культуры назначить и.о., как на имя губернатора полетели многочисленные письма, телеграммы и обращения представителей российского театрального сообщества, председатель СТД Александр Калягин также направил ему письмо. Сегодня днем пришла новость о том, что губернатор Виктор Басаргин временно отстранил от должности министра культуры, предложив оценить принятое им решение об увольнении Мильграма. Для этого была создана межведомственная комиссия, начата ее работа.
Сегодня же на сайте Пермского министерства культуры появилось несколько сообщений, одно загадочней другого. В частности, и такое: "Благодаря кадровым перестановкам в "Театре-Театре", подписано Соглашение с Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности о гастролях московского театра "Сатирикон" в Перми. С 10 по 14 сентября театр Константина Райкина представит пермякам два спектакля: "Король Лир" и "Лекарь поневоле".
Вчера по телефону Константин Райкин дал короткое интервью корреспонденту "РГ". Сегодня, увидев на сайте министерства, каким образом этими гастролями манипулируют, он уточнил, что решение о гастролях театра "Сатирикон" в Перми было принято давно и никакого нового документа в связи "с кадровыми перестановками" не подписывалось.
Вот, что нам сказал Константин Аркадьевич:
- Сразу скажу, что к этому увольнению я отношусь однозначно плохо. Бориса Мильграма я знаю давно как серьезного режиссера и театрального деятеля, очень яркого, уникального – я видел его спектакли, знаю его театр, который он кропотливо создавал долгие годы. Он известный на всю страну режиссер, лауреат «Золотой маски». Надо понимать, что люди, способные к художественному строительству, вообще уникальны. И мне очень неприятно, что наши гастроли явились одной из причин абсолютно ошибочного с моей точки зрения решения. Но поскольку театр «Сатирикон» - государственный, а не мой личный, и я законопослушный человек, я должен выполнить госзадание и провести эти гастроли, запланированные Министерством культуры давно. У нас у самих строительство, мы у себя на сцене не играем уже целый год. И гастроли – одна из двух форм нашего существования, дома – на чужих площадках, и на выезде.
Другое дело, что сейчас я очень серьезно обеспокоен тем, как эти гастроли организовываются. Я совершенно не хочу, чтобы они сорвались, потому что мы очень серьезно финансово пострадаем. Мы все пытаемся сейчас эту ситуацию сдвинуть в лучшую сторону, но пока нам это не до конца удается. Мы всегда гастролируем очень добросовестно, делаем все, чтобы спектакли шли без потерь, не хуже, чем на стационаре. Если окажется, что мы едем на неподготовленную почву, мы будем вынуждены отказаться.
А то, что с моим коллегой поступили несправедливо, руководствуясь личными мотивами – для меня практически ясно. Не случайно и руководитель Пермской оперы Теодор Курентзис тоже испытывает сложности в отношениях с местной культурной властью. Да, такие творческие люди всегда неудобны, с ними всегда сложнее, чем с чиновниками. Но эти люди уникальны, их нужно беречь, потому что им нет замен.
Что касается идеи руководства города переписать устав театра и сделать его директорским, к ней я отношусь плохо. Наверное могут быть какие-то отдельные случаи, когда есть высокого уровня продюсеры, но как правило – их нет. Вообще творческому коллективу нужен художественный лидер. Когда я читаю заявления про то, что городу дорог коллектив и труппа, а его руководитель – нет, то я не верю. Так не может быть – тело хорошее, а голова плохая. Я позвонил губернатору и сказал, что прошу вмешаться в это дело. Я убежден, что это ошибка.