Достаточно сделать онлайн-запрос, и на виртуальной карте появится модель бизнеса, рассчитанная электронной системой с учетом различных факторов. А также каталог франшиз с ключевыми финансовыми показателями.
По прогнозу РАФ, этот сервис будет очень востребован. Сегодня франчайзинг - приоритетное направление развития МСП, поэтому государство оказывает ему поддержку. Инструменты для франчайзеров и франчайзи станут частью информационно-маркетингового навигатора, разрабатываемого Корпорацией МСП. Более того, с помощью франшиз попытаются оздоровить экономику моногородов. Экспериментальной площадкой станет Норильск.
По данным РАФ, сегодня на отечественном рынке представлено порядка 1000 действующих франшиз и 40 тысяч торговых точек под сетевыми вывесками. За пять лет этот сегмент вырос в 2,5 раза. В ассоциации прогнозируют в ближайшие 1,5 года увеличение ключевых показателей до 2,5 тысячи брендов и 200 тысяч торговых точек. Заметим, несмотря на непростую экономическую ситуацию.
В этом плане очень интересен 2015 год: вначале потребитель сильно осторожничал, поэтому бизнес был вынужден заниматься оптимизацией всего и вся. Но уже к концу года средний чек вырос. Предприниматели начали проводить ребрендинг и уходить под крыло франчайзеров, так как с сильным напарником кризис пережить легче. Кроме того, сокращение числа арендаторов стимулирует собственников помещений заполнять площади самостоятельно, используя проверенные инструменты сетевых компаний.
Семьдесят процентов российских франчайзи работают в общепите, рознице и сфере услуг, и Свердловская область в этом смысле не исключение, что подтвердил последний профильный форум: среди его участников нашелся только один представитель производства. Новым трендом стал приход франшиз в муниципалитеты, где проживает меньше 100 тысяч человек (раньше были освоены крупные города). Формат, конечно, приходится адаптировать к тамошним реалиям. Например, понижать требования к площади помещений.
Если на общероссийском уровне рынок франчайзинга в прошлом году вырос на 15 процентов, то уральские предприниматели отмечают: в регионе спрос на чужие бренды сегодня гораздо ниже, чем был после кризиса 2008-2009 годов. Желающих начать свое дело не убавилось, просто ужесточились условия банков, а изыскать "под подушкой" полмиллиона рублей на паушальный взнос (однократный платеж франчайзи за вход на рынок) и еще несколько миллионов на открытие точки не каждый сможет.
- До 80 процентов обращающихся за консультацией - просто любопытствующие. Около 17 процентов имеют опыт предпринимательской деятельности или работают в бизнесе по найму. Эти люди уже способны оценить собственные ресурсы. Зрелые бизнесмены составляют всего три процента. В 2015 году мы получили более тысячи звонков, но продали только одну франшизу, - делится опытом Ирина Исмагилова, директор по франчайзингу компании, у которой на продажу выставлено семь брендов из сферы общепита.
Всего в эту сеть входят 120 ресторанов в 20 городах, 10 партнеров должны платить суммарно роялти (отчисление владельцу франшизы) порядка 100 тысяч рублей в месяц, хотя затраты на их рекламное и маркетинговое сопровождение намного превышают эту цифру. Чтобы собственник не потерял интерес, схему немного изменили: первый год размер роялти составляет 4,5 процента от оборота точки. Если за это время она не выходит на миллион рублей, платеж фиксировался на уровне 45 тысяч рублей в месяц.
- Если вы не готовы оказывать поддержку партнерам, лучше честно брать один процент за использование вывески, - признается Ирина Исмагилова. - Мы приветствуем конструктивную критику и инициативу со стороны франчайзи. Когда все запрещаешь, теряешь точки роста, глаз замыливается. С другой стороны, мы не даем им повода винить бренд в своих бизнес-неудачах. На открытие ресторана всегда выезжает мобильная группа из головной организации, наши люди стоят на кассах, обслуживают клиентов, то есть задают определенную планку. Задача франчайзи - удержать ее и нарастить обороты.
По мнению экспертов, лучший партнер - это бывший сотрудник или постоянный клиент.
- Чтобы продавать много франшиз, надо понять, кому их предлагать. Размещая рекламу везде, вы в перспективе получите много недовольных франчайзи, - рассуждает Ксения Лысенко, директор по развитию центра недвижимости. - Идеальные партнеры - это "помощники" по психотипу. Такие люди умеют работать по стандарту, нуждаются в позитивной атмосфере. Они чуткие, ценят хорошее отношение к себе и стремятся, чтобы всем вокруг было так же комфортно. Франчайзер же, как правило, по психотипу - "король": он готов принимать решения единолично, работать антикризисным менеджером, менять рынок.
Помимо классического франчайзинга сегодня используется ряд переходных моделей. К примеру, обратная франшиза - когда партнер не закупает товар у головной компании, а лишь продает его за агентское вознаграждение. За это приходится делиться выручкой, при этом инвестировать в помещение, ремонт, закупку оборудования и персонал. По подобной схеме в Екатеринбурге, в частности, работают некоторые федеральные продуктовые сети и туроператоры.
Встречаются и более рисковые решения. Так, Андрей Дворников, директор мужской парикмахерской, разочаровавшись в "большом брате", предложил альтернативную франшизу. Из пакета убрано все, что так или иначе ограничивает деятельность франчайзи. Он оплачивает только коучинг - обучение в течение двух месяцев перед открытием точки. Через год, если салон не выйдет на окупаемость, партнер может отказаться от сотрудничества.
- По сути, нужен лишь стартовый капитал 500-900 тысяч рублей и 50 тысяч на курсы. Мы помогаем с помещением, ремонтом, регистрацией юрлица, бухучетом, рекламой. Стартуют одновременно 10 человек - разом решают одинаковые проблемы при открытии бизнеса, что исключает повторение одних и тех же ошибок. Стимул стать лучшим на потоке - нулевое роялти на второй год договора, - описывает модель "антифраншизы" Андрей Дворников.
Юрий Михайличенко, исполнительный директор РАФ:
- Более-менее франчайзинг развит в агломерациях. Немного хуже - в городах с населением 500 тысяч человек. В малых же - просто беда. Сервиса цивилизованного нет, стандарты низкие, современная торговля представлена очень скромно. По сравнению с советским периодом, конечно, улучшения налицо. Но если отталкиваться от мировых тенденций, то не сделано абсолютно ничего. Между тем через франчайзинговый ретейл во всем мире проходит до 40 процентов товарооборота. Если делать ставку только на производство, через короткое время окажется, что склады забиты - товар есть, а его движения нет.