Предполагается, что основным источником нового сорта станет нефть Уральско-Поволжского региона, которая будет частично выведена из смеси Urals.
Отгрузка нефти нового высокосернистого (с содержанием серы около 2,3%) сорта будет проходить в порту Усть-Луга в объеме до 30 млн тонн в год. По словам заместителя вице-президента - директора департамента учета и планирования грузопотоков компании "Транснефть" Игоря Кацала, практически все нефтяные компании согласились с выделением потока Urals Heavy.
Качество прежде всего
Предложение о создании нового сорта российской нефти является ответом компании сразу на несколько вызовов. Во-первых, как отметил Игорь Кацал, это тот факт, что с 2009 по 2015 год доля приема высокосернистой нефти (с содержанием серы более 1,8%) в системе "Транснефти" увеличилась с 64,5 до 84,2%. Прирост высокосернистой нефти составляет 2-2,5 млн тонн в год. Содержание серы во всех грузопотоках, идущих на экспорт в западном направлении (Приморск, Усть-Луга, "Дружба", Новороссийск), в первом квартале 2016 года выше, чем в 2010 году. И этот тренд, по расчетам компании, будет продолжаться и дальше (если не выделить новый сорт Urals Heavy). К 2020 году, по прогнозам компании, содержание серы по направлению Новороссийск вырастет с 1,3% в 2015 до 1,55%, по "Дружбе" с 1,62% до 1,83%, по Приморску с 1,45% до 1,75%. Падение качества углеводородов выражается не только в возрастающей доле серы, но и в ухудшении показателей реологических характеристик, плотности, доле асфальтенов и смол. Причина - старение и выработанность многих месторождений.
Со своей стороны "Транснефть" делает все, что возможно, для стабилизации качества, - реализует инвестпроекты по формированию новых центров компаундирования (сейчас их около тридцати в системе нефтепроводов), осуществляет автоматизацию для стабилизации параметров по качеству, строит новые резервуарные парки.
Игорь Кацал напомнил, что в 2014 году было принято решение правительства РФ о стабилизации качества продуктов на российских НПЗ. Поэтому на переработку подается нефть со стабильными показателями по содержанию серы (на уровне 2014 года). Таким образом, весь прирост высокосернистых поставок с месторождений направляется на экспортные потоки. Потребители Urals в Восточной Европе, по словам эксперта, высказывают сдержанную озабоченность по поводу качества сорта и хотели бы его возвращения на уровень 2009 года. "Те меры, которые мы предлагаем для формирования нового сорта, - не только стабилизируют, но и улучшат качественные параметры в Приморске, "Дружбе", Новороссийске. Экономические показатели нефтяных компаний также значительно возрастут", - отметил Игорь Кацал.
Косвенное подтверждение заявлений топ-менеджмента "Транснефти" - уменьшение цены Urals в последние месяцы по отношению к конкурентам на европейском рынке. Так, спред Urals к Brent в мае 2016-го колеблется около 3 долл. за баррель (данные Thomson-Reuters), это немногим меньше уровней конца октября 2015-го - почти 4 долл. (максимум с апреля 2011-го, тогда большой дисконт был вызван резким спросом европейских НПЗ на легкие и низкосернистые сорта после форс-мажора с ливийскими поставками). Между тем многие годы дисконт колебался в пределах 1,5-2 долл. за баррель, и столь большая скидка основного российского сорта к европейскому бенчмарку - явление экстраординарное и тревожное. Тем более, что в процентном отношении спред вырос еще сильнее. Когда с 2011-го по август 2014-го цена Brent колебалась вокруг 110 долл. за баррель, дисконт Urals к Brent был в пределах 2%, при текущих же ценах он дошел до 7-8%. "При 40 долл. за баррель конкуренция совсем другая, чем при 100 долл., - отметил Кацал, - сейчас каждая десятая доля процента содержания серы - это деньги!". Добавление нового высокосернистого сорта Urals Heavy в дополнение к трем существующим бенчмаркам - Urals и низкосернистым Siberian Light (компания сохранила поток при существующих непростых условиях - он перенесен из порта Туапсе в Новороссийск) и ESPO (поток, идущий по восточному направлению) сможет решить проблему стабилизации качества Urals.
Столпотворение конкурентов
Второй вызов, ответом на который будет создание Urals Heavy, не менее серьезен, чем вопросы качества. В последние пять лет мировой рынок нефти пережил гигантские трансформации. Во-первых, бум сланцевой добычи в США привел к резкому снижению импорта нефти. С 2004 по 2008 год нетто-импорт нефти и нефтепродуктов в США превышал 12 млн баррелей в день (мбд), сейчас он сократился втрое, до 4 мбд, это минимум с 1986 года. Крупнейший мировой импортер снижает спрос, а экспортерам приходится искать новые рынки сбыта. И эти новые рынки сбыта - в том числе и Европа, где традиционно сильны позиции России (26% европейского импорта нефти).
Сегодня ситуация начинает меняться. И не в лучшую для России сторону. Сразу два участника заседания - начальник отдела транспортировки нефти и нефтепродуктов Минэнерго РФ Александр Богатырев и ответственный секретарь и член бюро Экспертного совета Комитета по международным делам Совета Федерации Александр Минеев - привели тревожный пример Чехии. За последние годы экспорт российской нефти в эту восточноевропейскую страну сократился в 1,5 раза.
Другой пример, отмеченный Александром Богатыревым, - Польша. Еще в сентябре 2015-го Саудовская Аравия начала морские поставки своей нефти в польский порт Гданьск, предлагая покупателям значительные дисконты.
На североевропейском рынке тоже неспокойно. В ноябре 2015-го саудиты начали поставки другому традиционному потребителю Urals - шведскому нефтепереработчику Preem - и продолжили ценовые войны: в начале ноября 2015 г. Saudi Aramco снизила официальные цены продаж на североевропейском рынке на 1,3 долл. и довела дисконт сорта Arab Light (похожего по составу на Urals) к Brent до 4,75 долл. за баррель (максимум с начала 2009-го, обычно дисконт колебался около 2 долл.). В 2016-м политика жестких дисконтов продолжилась, хотя спред чуть сузился - спред Arab Light к Brent в июньских ценах 2016 составил 4,45 долл. за баррель.
На европейском рынке сейчас настоящее столпотворение. "Если еще три года назад европейские НПЗ могли выбирать приблизительно из 15 сортов нефти, то теперь между собой конкурируют около 40 сортов, на рынке изобилие различных поставщиков: кроме традиционных - из Персидского залива -появились большие поставки из Африки (Ангола, Нигерия) и Латинской Америки,- отмечает старший вице-президент Argus Media Вячеслав Мищенко.- Сейчас рынок покупателя, а не продавца, поэтому поставщики нефти активно бьются за рынки и предоставляют скидки к текущим рыночным ценам".
Еще один фактор ценовых войн отметил заведующий кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Юрий Щербанин. По его словам, не стоит забывать и о еще одном игроке на рынке. После снятия конгрессом США многолетнего запрета на экспорт американская нефть уже появилась на европейском рынке - первый танкер с американской сланцевой нефтью был принят портом Лиссабона. Добавим к этому возвращение Ирана на традиционный для него европейский рынок, и картина становится совсем тревожной.
Дебаты по дизелю
Непростая ситуация не только с нефтью, но и с нефтепродуктами. Заместитель вице-президента - директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов "Транснефти" Владимир Назаров представил на совете доклад по структуре экспорта российских нефтепродуктов. По данным за 2015 год, при переработке нефти в 282 млн тонн произведено 76 млн тонн дизельного топлива, 39 млн тонн автомобильного бензина и около 10 млн тонн авиатоплива. При этом только дизель является экспортным продуктом - внутреннее потребление составляет 32 млн тонн, и около 34-35 млн тонн дизеля экспортируется. Основное направление при поставках трубопроводным транспортом - порт Приморск. Это направление "Транснефть" будет расширять и в будущем, при этом сокращая объемы перевалки в зарубежных портах. Уже в 2016-м компания ожидает поставки нефтепродуктов в Приморск на уровне 15 млн тонн (с проектных 9 млн тонн в 2013-м), при этом ожидается сокращение поставок в Вентспилс до 2 млн тонн (почти трехкратное снижение за последние 3 года). "Наша основная цель - создать такие экономические условия для российских производителей, чтобы им было в первую очередь экономически выгодно идти в российские порты", - заявил Назаров.
Логистические цели компании в этом направлении у участников экспертного совета вопросов не вызвали и в целом были восприняты с энтузиазмом. Например, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов отметил, что в нынешней ситуации с девальвацией рубля переориентация с прибалтийских портов на российские вполне естественна, Россия, по его мнению, сможет занять свои ниши в этом бизнесе.
Зато по поводу перспектив спроса на дизель в Европе между участниками совета развернулась настоящая полемика. Так, Юрий Щербанин, ссылаясь на исследования консалтинговой компании McKinsey, заверил всех в том, что на европейском рынке в ближайшие годы будет сохраняться дефицит дизтоплива. У другого участника совета, главного редактора нефтегазового журнала "ИнфоТЭК", председателя подкомитета ТПП РФ по моторному топливу Натальи Шуляр мнение прямо противоположное, по ее словам "труба может остаться сухой": в Европе складывается профицит дизельного топлива.
При этом проблема касается не только экспорта дизеля, но и самого сорта Urals. Urals - сравнительно тяжелая и высокосернистая нефть, выход легких фракций из нее меньше, чем у легких низкосернистых нефтей, а дизеля получается больше.
Здесь есть над чем задуматься. Европа три десятилетия усиливала зависимость от поставок тяжелой и сернистой нефти вроде Urals, Arab Light и Iranian Heavy, переориентируя НПЗ с бензина на дизель. На тот же вес в дизеле на 8% больше энергии, чем в бензине. До всплеска производства легкой и низкосернистой сланцевой нефти в США ориентация на тяжелые и сернистые сорта была логичной: за более качественные сорта была острая конкуренция со стороны американских НПЗ, ориентированных, прежде всего, на бензин. Поэтому в ЕС стимулировали использование дизеля, применяя, в том числе, налоговые инструменты: акциз на дизель в Европе ниже, чем на бензин. В итоге сейчас во всех странах ЕС, кроме Греции, потребление дизеля выше, чем бензина, а во Франции и Испании выше в несколько раз.
Другой удар по дизелю, а значит, и по Urals, идет из Персидского залива. Арабские страны-нефтеэкспортеры не теряли времени в период дорогой нефти и успели модернизировать и построить несколько крупных и высокотехнологичных НПЗ.
Создание "Транснефтью" нового сорта нефти Urals Heavy - смелый шаг на опережение в условиях сразу нескольких вызовов: падения качества Urals, жесткой конкуренции на европейском рынке, а также возможного "завершения дизелизации Европы", о котором на экспертном совете говорил заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН Алексей Мастепанов. Как разъяснил Игорь Кацал, это продуманный маркетинговый ход - в условиях роста конкуренции "Транснефть" готова предложить потребителям больший, чем раньше, выбор, при этом Urals Heavy без покупателей не останется, отметил Юрий Щербанин, в Европе существует профицит мощностей по десеризации нефти, поэтому даже высокосернистые сорта найдут своего покупателя, а традиционные покупатели Urals не будут больше переживать за его качество. "Надеемся, что мы получим российский сорт нефти, который будет успешно продаваться через инфраструктуру, созданную компанией "Транснефть", - заверил участников совета вице-президент "Транснефти" Сергей Андронов.
Игорь Кацал, заместитель вице-президента, директор департамента учета и планирования грузопотоков компании "Транснефть":
Те меры, которые мы предлагаем для формирования нового сорта, - не только стабилизируют, но и улучшат качественные параметры в Приморске, "Дружбе", Новороссийске. Экономические показатели нефтяных компаний также значительно возрастут.