Инициатива создания глобального объединения транспортировщиков нефти изначально принадлежала чешской компании "МЕРО ЧР". Именно поэтому члены ассоциации между собой называют его сегодня "Пражским клубом". Клуб должен был объединить операторов нефтепроводной системы "Дружба", которая была создана еще СССР для снабжения своих союзников и сателлитов в Восточной Европе. Новые времена диктуют и новые идеи для объединения.
Теперь компании входят в клуб трубопроводчиков из практических интересов, исходя из потребностей своего бизнеса. "Транснефть" вошла в Пражский клуб два года назад в качестве крупного игрока и одного из основателей объединения: присутствие российской компании послужило стимулом к развитию для остальных членов объединения.
С самого начала участие в Пражском клубе стало для "Транснефти" улицей с двусторонним движением. Объединившись с коллегами, флагман отрасли также открыл для себя новые возможности. К примеру, у каждой компании имеются свои наработки в области безопасности транспортировки нефти, внутритрубной диагностики и защиты окружающей среды. Кроме того, новое объединение стало платформой для обсуждения вопросов унификации технических стандартов и вопросов энергоэффективности. Ассоциация - это не только инструмент развития мирового рынка транспортировки нефти, но и весьма демократичная структура, не имеющая ничего общего с закрытым элитным клубом. Ограничений на вступление для нефтетранспортных компаний практически не существует. В уставе организации подчеркивается, что вступить в нее может нефтетранспортная компания любого государства.
На братиславском заседании клуба его ряды пополнила "Китайская национальная нефтегазовая корпорация" (CNPC Pipeline Company). Удивляться активности азиатских коллег и партнеров не приходится.
Еще один важный нюанс: деятельность "Пражского клуба" находится вне политики. Его представители отмечают, что цель глобального объединения транспортировщиков нефти - обмен техническими данными и инновациями и повышение энергоэффективности, и его работе не имеет смысла искать какую-то политическую подоплеку.
В частности, МАТН уже разработала свои механизмы бенчмаркинга энергоэффективности компаний. Новые методики будут опробованы, в первую очередь, на членах клуба.
В Братиславе Совет правления ассоциации учредил две постоянные экспертные группы. Одна из них - по юридическим вопросам - займется унификацией правовых норм и стандартов в сфере трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Инициатором создания другой экспертной группы, которая будет заниматься поставками, выступила компания "Транснефть".
Группа займется мониторингом и оценкой спроса на нефть и нефтепродукты в Европейском регионе и других странах до 2020 и 2035 годов. На основании полученных данных будут рассматриваться планы загрузки трубопроводной и нефтеперерабатывающей инфраструктуры участниц МАТН, развития портовой инфраструктуры и модернизации НПЗ.
Первая встреча экспертной группы по поставкам должна пройти в октябре этого года в Москве. От этого заседания члены клуба ждут новых предложений для взаимовыгодного сотрудничества, обмена инновационными решениями внутри ассоциации.
Нефтепроводная система "Дружба" - крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов, построенная в 1960-е годы для доставки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в Венгрию, Чехословакию, Польшу и ГДР. Маршрут нефтепровода проходит от Самары до Брянска, затем до Мозыря, после чего разветвляется на два участка: северный, который пролегает по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы, и южный, который проходит по территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии. В нефтепроводную систему "Дружба" входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км проходят по территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн куб. м³ нефти. По нефтепроводу "Дружба" ежегодно экспортируется 66,5 млн тонн нефти, в том числе по северной ветке - 49,8 млн тонн. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется дочерней структурой компании "Транснефть" - "Дружба".
Павел Ревель-Муроз, вице-президент компании "Транснефть":
Участие в Пражском клубе - это живая работа, она позволяет нам и нашим партнерам эффективнее эксплуатировать системы трубопроводного транспорта. Чем чаще мы будем встречаться, тем лучше: общение стимулирует возникновение новых идей и новых проектов. Ассоциация - это именно та площадка, где будут решаться, обсуждаться и продвигаться отраслевые вопросы.
Например, на прошлом заседании в сентябре была создана рабочая группа по оценке энергоэффективности компаний, входящих в ассоциацию. Разработана единая методика проведения бенчмаркинга энергоэффективности: мы проведем расчеты за 2016 год, и уже по их результатам будем делать выводы.
Наша компания по направлению энергоэффективности сертифицирована по международному стандарту ISO 50001 "Система энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению". Бенчмаркинг эффективности работы нашей компании с точки зрения энергоэффективности проводился компанией KPMG. В результате по уровню потребления энергоресурсов при транспортировке нефти и нефтепродуктов "Транснефть" остается одной из самых эффективных по сравнению с американскими нефтяными компаниями -ExxonMobile и ConocoPhillips и др. В этой сфере есть уже действующие документы и есть документы, которые требуют разработки, адаптации и проверки. Рассчитываем, что эта тема будет рассмотрена на одном из заседаний Пражского клуба.
Другой актуальный вопрос для взаимодействия в рамках ассоциации - внутритрубная диагностика. Наше сервисное предприятие "Транснефть - Диаскан" проектирует и изготавливает диагностические приборы и проводит работу по диагностике трубопроводов. Имея богатый опыт, более 20 лет, мы оказываем такие услуги партнерам, в частности Казтрансойлу, "Гомельтраснефть Дружба", коллегам из Чехии, Словакии, КТК: проводим диагностику трубопроводов, которые эксплуатируют компании, выдаем данные о техническом состоянии.
Важная часть - взаимодействие специалистов всех уровней. Мы пригласили представителей компаний из Пражского клуба на научную конференцию молодых специалистов "Транснефти" в 2018 году. Эта площадка специально создана для того, чтобы молодые люди могли встретиться, познакомиться, обсудить проблемы и найти решения тех или иных вопросов в нашей отрасли.
Наши партнеры из Казахстана, Белоруссии уже принимают участие в конкурсе "Лучший по профессии". Со следующего года к нему присоединятся коллеги из компаний МЕРО, Транспетрол, МОЛ. Это позволит оценить уровень подготовки специалистов, определить новые направления работы и в итоге повысит профессиональный уровень работников и надежность работы трубопроводного транспорта в целом.
Научная конференция и конкурс профмастерства неразрывно связаны с нашей отраслью: молодые инженеры предлагают на конференции свои теоретические разработки, а на конкурсе проводится соревнование среди рабочих специальностей. В этих проектах участвуют сотрудники, выполняющие реальную работу. Взаимодействие с нашими коллегами в рамках ассоциации позволяет беспрепятственно обмениваться опытом и развиваться, а это - бесценно.
Михаил Маргелов, вице-президент компании "Транснефть":
Международная ассоциация трубопроводного транспорта со штаб-квартирой в Праге была создана для информационного обмена, важного для эффективности любого бизнеса. Первоначальная идея - собрать воедино всех, кто сегодня представляет составные части бывшего советского нефтепровода "Дружба".
В составе Пражского клуба - компании из Венгрии, Чехии, Словакии, Белоруссии, постоянно присутствуют украинские коллеги, пока не ставшие формальными участниками ассоциации. Примкнули в МАТН Казтрансойл и Каспийский трубопроводный консорциум. Продолжаются переговоры с компаниями стран бывшей Югославии, с австрийцами, немцами. Проведены переговоры с Petrobras, национальной нефтяной компанией Бразилии, и с национальной нефтяной компанией Мексики. Им тоже интересен европейский и азиатский опыт организации трубопроводного транспорта. На братиславском заседании клуба в члены ассоциации была принята китайская нефтяная компания CNPC.
"Транснефть" - крупнейшая в мире компания, занимающаяся транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам. Соответственно, мы должны все знать про всех: от этого зависит наш бизнес и стратегия нашего развития. Мы являемся ответственными участниками рынка, отвечаем за качество того продукта, который перемещаем, за своевременность поставки, за соблюдение условий, которые выдвигает покупатель товара. Поэтому хотелось бы понимать, что от нас ждет потребитель на том конце трубы, допустим, в Восточной Европе, или в Азии, или в портах отгрузки, которыми являются у нас Усть-Луга и Приморск на Балтике, Новороссийск на Черном море и порт Козьмино на Тихом океане.
Большинство компаний, входящих в ассоциацию, являются представителями государств - членов Европейского союза. Взаимодействие в нашем общем формате помогает синхронизировать понимание административных особенностей и законодательства в нефтетранспортной отрасли. Каждая компания - монопольный трубопроводный транспортировщик нефти в своей стране, а вопросы антимонопольного законодательства в ЕС обсуждаются постоянно. И здесь значительную помощь может оказать Пражский клуб - как площадка для интеллектуальных дискуссий, в том числе и с еврочиновниками, депутатами Европарламента.
Участники ассоциации проявляют интерес к научным разработкам, которые сосредоточены в НИИ "Транснефть". Мы смогли сохранить научную базу и максимально открыты для партнеров - членов ассоциации, а они, в свою очередь, предлагают свои идеи и наработки. У нас нет взаимоотношений старшего и младшего брата. И это наши коллеги по Пражскому клубу очень ценят.
"Транснефть" странным образом оказалась под санкциями, мы удивлены этому чрезвычайно. Компания успешно взаимодействует с американскими, британскими, итальянскими, голландскими компаниями в проекте Каспийский трубопроводный консорциум - и там никто ни про какие санкции не вспоминает. Нам очень важно, чтобы наши восточноевропейские партнеры знали, что факт нахождения "Транснефти" в санкционном списке никоим образом не отразится на нашем совместном бизнесе. Наша компания в политику не играет, мы занимаемся экономикой.
Наша протянутая рука действительно протянута для рукопожатий. Ассоциация создана для того, чтобы работать вместе: как известно, успех - это всегда результат совместных усилий.